НАДЕЖДА, СПАСЕНИЕ, СВЕТ И ЖИЗНЬ

0

9 февраля — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438) – одного из самых почитаемых иерархов древности

Златоустом он прозван прихожанами еще в пору своего священства в Антиохии  за выдающийся дар слова. Помимо проповедей особенно известны его прекрасные толкования на Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Став в 397 году архиепископом столицы империи – Константинополя,  вел себя бесстрашно, обличал грешников не взирая на лица. За обличение императрицы пострадал, будучи отправлен в ссылку. Изгнан был Златоуст в наши пределы, сначала в Армению, а потом на территорию нынешней Абхазии, где и скончался.

Наследие Иоанна Златоуста огромно, но самым, пожалуй, известным творением святителя является текст Божественной Литургии, названной его именем.

Ко дню памяти – несколько его мыслей  о причащении Святых Христовых Таин.

«Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой святой трапезы, став страшными для диавола, имея в себе и нашего Главу Христа, и любовь, которую Он нам оказал. Эта кровь делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не дает увянуть благородству в душе, орошая ее непрестанно и питая. Эта кровь, достойно принимаемая, прочь гонит от нас бесов, ангелов же привлекает, вместе с Владыкой ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Владычнюю кровь, а ангелы собираются. Она – спасение наших душ, ею радуется душа, ею украшается, ею согревается, она делает наш ум светлее огня, она делает нашу душу чище золота».

«Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен…

Говорю я это не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы, исправивши, возвращали и имели попечение о всех».

«Эта Трапеза есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет и жизнь. Отошедши туда с этою Жертвою, мы с великим дерзновением вступим в священные обители, как бы огражденные со всех сторон золотым оружием. Но что я говорю о будущем? Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом».

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор.11, 29). Что ты говоришь? Источник столь многих благ, Трапеза, источающая жизнь, обращается в осуждение? Не по своему существу, а по воле приступающего. Как Пришествие Господа, доставившее нам великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти Тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся.

Почему же он осуждение себе ест? — Не рассуждая о Теле Господнем, то есть не размышляя, не представляя как должно величия предлежащих Тайн и не думая о важности Дара. Если бы ты вполне понимал, Кто предлежит пред тобою и кому Он предлагает Себя, то не имел бы нужды ни в каком увещании, а одного этого было бы достаточно для возбуждения в тебе полного благоговения, если только ты не пал слишком глубоко. Оттого, говорит, многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.11, 30)».

Поделиться

Комментирование закрыто