ОБРАЗ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

0

Идея Новоиерусалимского монастыря заключает в себе не точное повторение Палестинских святынь, а их образ…
Святая Земля – место проповеди Христа Спасителя – не просто географическая точка на карте. Это святыня для всех верующих людей. Место, освященное присутствием Господа, не может не изменить верующего человека. Под действием реальности евангельских событий душа с еще бόльшим порывом устремляется горé.

Неслучайно в ХVII веке вместе с развитием идеи о Московском государстве как о Третьем Риме появляется новое и, пожалуй, единственное в русской истории осмысление образа не только как иконы-изображения, но и как места. Речь идет о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, основанном патриархом Никоном и задуманном им как икона Святой Земли в трехмерном пространстве. Идея монастыря заключает в себе не точное повторение Палестины времен Христа, реки Иордан, Гефсиманского сада, а их образ, чтобы, почитая образ, верующий человек воздавал честь первообразу.

Андрей Евгеньевич Половинкин на приеме у Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила

Андрей Евгеньевич Половинкин на приеме у Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила

Сейчас Новоиерусалимский комплекс возрождается. Многие верующие люди стремятся помочь воссозданию Русской Палестины. В их числе и наш сегодняшний собеседник – один из главных акционеров группы «Самарский Электрощит» Андрей Евгеньевич Половинкин, принимающий участие в восстановлении Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря в Подмосковье.

– Андрей Евгеньевич, Вы недавно посетили Святую Землю и встречались с Иерусалимским Патриархом Феофилом…
– А до этого еще меня принял Патриарх Кирилл, и я получил его благословение!

– Многие сегодня совершают паломничества по святым местам. Что осталось в Вашей душе от поездки в Иерусалим?
– Конечно, это не дань моде или какая-то политическая необходимость, потому что Православие – это одна из основ нашей русской культуры и мировоззрения. Православный, в какой бы стране мира он ни находился, зайдя в храм, чувствует себя как дома и одновременно ощущает ответственность и наследие двух тысячелетий истории. И особенно на Святой Земле. По приглашению Патриарха Феофила мы посетили знаменитый отдаленный монастырь – Лавру Саввы Освященного. Там есть монахи из России и Украины. И в лоне Церкви, в месте, особенно приближенном к Богу, нет ни грамма политического налета, а есть только радушие и любовь. Совершенно удивительно было увидеть могучее русское присутствие в Хевроне – городе, где 95 процентов населения исповедует ислам. Только представьте, какое чувство гордости за нашу страну возникает, когда над панорамой минаретов, над бурлящим гамом арабских улочек раздается звон церковных колоколов! Собственно, об этом – о современном значении Православия в жизни России, Израиля и Палестины – и шла речь на нашей встрече с Патриархом Святого Града Иерусалима.

– Что могло бы укрепить нас в православном единстве?
– Недавно в Москве я присутствовал на очень важном торжественном политическом мероприятии – вручении премий за вклад в дело служения Православию. Это мероприятие важно прежде всего потому, что лидеры политического и общественного мнения приезжают в Москву и явно демонстрируют всему миру, что Православие – это не удел маргиналов или традиционных групп пенсионеров. Это современная, живая и неуклонно набирающая вес общественная сила.
В этой связи большим подспорьем для меня стало общение со Святейшим Патриархом Кириллом, который укрепил меня в трудах, продемонстрировав пример яркого служения цели православного единства.

– На Ваш взгляд, в чем общее, а в чем различное между Русской и Иерусалимской Церквами?
– Иерусалим – это колыбель христианства. Служение Иерусалимской Православной Церкви наполнено не только духом, но и явным свидетельством древности. Сейчас это одна из самых, если так можно сказать, главных Поместных Православных Церквей, без слова которой не может быть решен ни один из вопросов Вселенского Православия. Конечно, ее не сравнить по количеству священнослужителей, храмов или прихожан с Русской Православной Церковью, но здесь – в мире тесного и очень непростого сосуществования представителей разных религий – ее голос звучит твердо и миролюбиво.

– Ваши рекомендации паломникам, собирающимся к святым местам Палестины?
– Прежде всего воспринимать все с любовью и терпением. Ритм и уклад жизни на Востоке заметно отличаются от наших. Не надо искать конфликтов, не надо здесь никого учить «правильной вере». Нужно воспринимать возможность помолиться у святынь (будь то ныне арабский Вифлеем или еврейская Хайфа) как дар Божий. Но и также очень важно посещать все вдумчиво, не стараться за один день что называется «оббегать» весь Иерусалим. Иначе вы не увезете в своем сердце мир и спокойствие веры, а только суету и сумятицу.

 Диакон Сергий Правдолюбов

Поделиться

Комментирование закрыто