Метки

ОЧЕРЕДЬ НА ВЫСТАВКУ И К СВЯТЫНЕ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

0

Сегодня можно интересно жить, не выходя за порог квартиры. Кликнул мышкой – на сайте всплыли картины. Кликнул еще – смотришь фильм или читаешь путевой дневник.

Но многие стремятся стать не только наблюдателями, но и участниками громких событий. Одним из таких событий стала выставка картин Валентина Серова в Третьяковской галерее, в очереди на которую некоторые проводили несколько часов на морозе. Почему? Может быть, это лишь ажиотаж, желание быть в стаде – и не более того?

Михаил Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки

Михаил Афанасьев,
директор Государственной публичной исторической библиотеки

Михаил Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки
ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ДУХОВНОМ

Она теплится в любом человеке и накапливается – особенно, если вокруг рутинная повседневность. Можно вспомнить сопровождавшуюся сходным эффектом выставку «Джоконды» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Информацию о выставке картин Серова давали по Первому каналу; кроме того, ее посетил президент Путин. Все это повлияло на общественное сознание. Щелчок, и… количество перешло в качество. В очередях к святыням работает тот же принцип – хотя и с определенными допущениями: стремление к духовному здесь усиливается религиозными убеждениями.

Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля

Андрей Баталов,
заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля

Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля
ПОМОЩЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ

Очередь на Серова была всегда. Просто когда люди поняли, что опаздывают, она сильно выросла. Откуда такой интерес к творчеству именно этого живописца? Думаю, ни один другой русский художник не создал своеобразную «энциклопедию» предреволюционной жизни. Его картины показывают Российскую империю накануне трагического крушения. Современные люди, уже не испытывающие идеологического большевистского гнета, начинают понимать, что это были последние годы существования традиционной, настоящей России – счастливого государства, где еще не произошла тотальная победа зла над добром. Люди идут смотреть на гармонию накануне катастрофы – на нормальные лица: государя, членов императорской семьи, меценатов. На то, в чем можно найти какую-то опору для преодоления сегодняшних трудностей.

Протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии

Протоиерей Владимир Силовьев,
главный редактор
Издательства
Московской Патриархии

Протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии
РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА НАДЕЕТСЯ УСПЕТЬ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ

Очереди на выставку и к святыням разные. Они несопоставимы даже в своей протяженности. Один пример: к Поясу Божией Матери стояли сутками. Очередь к Серову все-таки не настолько длинна. Это, наверное, немножко русское явление. Я несколько раз был на этой выставке – безо всякой очереди. К сожалению, русский человек всегда старается попасть в последние дни. Раз закрывается – значит, надо не упустить возможности побывать. С другой стороны, я помню прекрасные огромные очереди к Глазунову в Манеж. К той же «Джоконде» я отстаивал огромную очередь, и она была… радостной. В этом смысле очереди к христианской реликвии и к произведению искусства можно сопоставить. И в одном, и в другом случае мы стоим с радостью.

Епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии

Епископ Балашихинский Николай,
викарий Московской епархии

Епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии
СОПРИКОСНУТЬСЯ С ИСТОРИЕЙ  БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ

Даже если человек не воцерковлен, все равно душа его по природе христианка и стремится к познанию Бога. Каждый имеет нужду прийти и получить хоть крупицу той великой веры, которая всегда держала наше Отечество. Допустим, кто-то попал в очередь к святыне случайно. Однако возможность совместной молитвы, пусть даже неумелой и примитивной, может приоткрыть путь ко спасению.

На художественные выставки люди ходили всегда – в том числе, и в годы безбожия. Это была почти единственная возможность соприкоснуться с высокой культурой. Вот и на Крымском валу стояла многочасовая очередь. Люди хотели осознать то, что увидел Валентин Серов, этот замечательный художник и прекрасный портретист. Кого он изобразил? Людей ушедшей России, великой нашей державы, которые еще не подозревали о своей участи, не знали о грядущих страшных событиях. Но посмотреть на них сегодняшними глазами – значит, соприкоснуться с нашей историей напрямую, без посредников.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Архимандрит Макарий (Веретенников), профессор Московской духовной академии, член Синодальной литургической комиссии
НЕ ПУТАЙТЕ ЦЕЛИ!

Живущие в монастыре могут наблюдать: если раньше обитель посещали исключительно паломники, сейчас сюда приезжают разные люди, в том числе и экскурсанты, туристы. У паломников и у экскурсантов разные цели, разные интересы. Поэтому элемент раздвоения в обществе есть. Если посмотреть формально, то и на Пояс Богородицы была очередь, и на выставку Серова – очередь. Но очереди эти разные по целеполаганию. Одних больше интересуют благочестие, спасение души; другие увлечены историей, искусством, эстетикой. Таковы современные реалии.

serov_ppr
Подготовил Владимир Ходаков

Поделиться

Комментирование закрыто