ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ

0

На фото:
Базилика святого Иоанна в Эфесе, возведенная над могилой святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, была одной из крупнейших церквей Византии и привлекала большое количество паломников. Но времена меняются. Как часто те из нас, кто приезжал в популярную Турцию ставили перед собой цель посетить могилу любимого ученика Иисуса Христа или другие древние христианские памятники?

Змеиная, Виноградная и Церковь с сандалиями: святыни, которые мы потеряли

Средиземноморье, древняя колыбель Православной Церкви и европейской культуры, который год охвачено пламенем невиданных пожаров. Эта война – против всего человеческого рода, и нацелена она отнюдь не на захват территорий, порабощение или грабеж. У нее другие цели: уничтожить историю, культуру, всю память человечества – как нынешнего, так и грядущего.

Пожар в Ойкумене
Ирак, древняя земля Междуречья, попранная сапогом заокеанского агрессора; сотрясаемая волнениями и терактами Палестина; Египет, увидевший разорение коптских общин и едва не захлебнувшийся революционной волной; Сирия, обескровленная бесчинствами фанатиков-изуверов и их евроатлантических покровителей. Теперь чрезвычайное положение на ближайшие месяцы объявлено в Турции…

Все вместе это не только бессчетные жертвы среди мирного населения. Это беженцы, подобно взрывной волне несущие эхо разрушения в далекие от очага войны города. Это истерика в СМИ, подобно повет­рию передающаяся от человека к человеку и расширяющая зону боевых действий на весь цивилизованный мир. Это повсе­местное и целенаправленное уничтожение уникальных памятников человеческой истории, переживших все войны прошлого.

Есть и еще один аспект у разворачивающейся на наших глазах трагедии, о котором пока не говорят во весь голос: паломничество к святыням православного мира все опаснее. Да, некоторый риск ему сопутствовал всегда. Порой нужно было проявить смекалку, потратить время и нервы, а то и положиться на авось. Но одно дело рисковать удобством, временем или деньгами, и совсем другое – жизнью. Меж тем тер­акты, мятежи, разгул преступности, социальная и политическая напряженность с каждым днем все сильнее накаляют обстановку, и становится очевидно: окно в Ойкумену, широко распахнувшееся для нас четверть века назад, закрывается.

Мерзость запустения
Как мы воспользовались этим окном, что увидели, каким воздухом успели надышаться? Увы, манили к себе сограждан прежде всего курортные радости: доступные отели, сервис, солнышко, море, египетские пирамиды, руины Эфеса, травертиновые террасы Памукале… Многие ли искали в городском археологическом музее Антальи хранящуюся в неприметном ковчежце великую святыню – часть мощей святителя Николая Чудотворца? Многие ли покидали благоустроенные курорты Измира, чтобы отыскать чуть в стороне от туристических маршрутов останки первого христианского храма, посвященного Деве Марии?

Кто видел христианские святыни Ближнего Востока, знает: большая их часть пребывает в небрежении. Так, например, по мере того как турецкие власти вытесняли из Каппадокии греков-христиан, в храмах прекращались богослужения и воцарялась мерзость запустения. Многие церкви разрушились, иные были погребены под песком, а некоторые использовались селянами для хозяйственных нужд – как укрытия, амбары, овчарни. Уникальные фрески сейчас покрыты грязью, копотью от костров, надписями и рисунками. Даже подлинные названия их утрачены – в путеводителях чаще всего значатся прозвища, данные местными жителями: Змеиная церковь, Церковь с сандалиями, Большая голубятня, Виноградная церковь.

Не потому ли сейчас там, где истинные святыни лежат в руинах, разгорается пожар? Ведь святыня – это дар от Бога земле и людям, ее населяющим. Мировая история знает немало случаев, когда из-за непочтительного отношения к дарам, присланным царем, начинались кровопролитные войны.

turk024

Пойдет ли впрок урок?
Это урок и нам: небрежение к святыне – внешнее проявление запустения, воцарившегося в душах. Кто считал, сколько у нас, в России, забытых, заброшенных, рассыпающихся храмов и монастырей? Мы ведь ежедневно выбираем. Всласть поспать воскресным утром или пойти на раннюю Литургию. Провести отпуск на пляже у Красного моря или на реставрации деревянного храма на русском Севере, на южном берегу моря Белого. Каждый миг мы можем делать шаг навстречу Богу. Главное – делать эти шаги неустанно: от суеты к спокойствию, от базара к храму, от безразличия к любви, от быта к бытию.

Будем честны: совершить паломничество к святыням Средиземноморья, покуда это было возможно, нам мешали не запреты и санкции, не террористы, не бандиты, взорвавшие в июле 2007 года гробницу пророка Даниила в иракском городе Баакуба, не изуверы, бесчинствовавшие в храмах сирийской Маалюли. Нам мешала иерархия наших ценностей: сначала плоть, потом душа. Эту проблему, в отличие от упомянутой военной обстановки, мы имеем не где-то в Средиземноморье, а внутри себя. И потому ее не решат ни политики, ни генералы.

Меж тем война, охватывающая колыбельные земли человечества, уже вползает в людские души. Немыслимое становится насущным. И, едва получив уверения турецких властей в том, что чрезвычайное положение в стране станет гарантией безопасности, мы уже спешим собирать чемоданы и требуем чартеров. Гордые, что руссо туристо не знает страха, мы везем свою утомленную плоть туда, где рядом с нами станут поправлять здоровье боевики, или туда, где убивают христиан-коптов, или туда, где рвутся самодельные бомбы, обагряя камни древних городов горячей кровью. Не терять же отпуск!

Андрей Чагинский

Опубликовано: №16 (605) сентябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто