На Фото: Панно на станции «Киевская» Московского метрополитена
Как пронзительно радостно бывает обнаружить, что вы со своими давними украинскими коллегами по-прежнему способны понимать друг друга и что именно теперь, «не благодаря, а вопреки» затяжному военному кризису, вы понимаете, что вы и в самом деле братья, что ваше братство не дань дипломатической или исторической формальности, но настоящая жизнь.
Про Украину сейчас непросто – писать, думать, говорить. Потому что за Украину очень больно.
Это чувство стало доминирующим в последние месяцы, когда украинские новости и сюжеты заняли уверенное топовое место в информационной картине дня. Когда эти новости постепенно наполнились человеческими смертями, кровью и страданиями. И все мы, новостные потребители, вынуждены воспринимать эти новости с ощущением полной непредсказуемости и непрогнозируемости дальнейшего сценария развития событий.
Боль стала фоновым переживанием, мы к ней практически привыкли. Зачастую мы про нее забываем – просто потому, что от нее устаем. Естественная реакция живого организма – и живого сознания – хотя бы иногда вытеснять за свои пределы перманентное напряжение. Но временами боль обостряется и начинает разрывать мозг, который оказывается не в состоянии вместить то, что ему предлагают в качестве пищи. Например, обгорелые трупы в одесском Доме профсоюзов 2 мая. Равно как и тела жертв побоищ на Майдане, лежащие на асфальте и накрытые одеялами. Потому что здравый и целостный, не раздробленный на части рассудок не в состоянии смириться с тем, что этот братоубийственный сатанизм, проводящийся в целях «пресечения общественных беспорядков», происходит здесь – на дорогих сердцу солнечных улицах романтической Одессы-мамы и на центральных площадях Матери городов русских.
Сегодняшняя Украина, Украина последних шести месяцев, преподнесла всем нам очень много евангельских уроков. Вообще христианин может найти для себя евангельский урок в каждом прожитом дне. История же, в том числе и творящаяся у тебя на глазах, неожиданно представляет в новом, пронзительном свете знакомые истины… Украина для многих россиян, в первую очередь – молодых, открыла незнакомое до этого чувство – искреннего сострадания и сопереживания, соболезнования за соседа. Как за самого себя. Когда ты вдруг обнаруживаешь, что повестка дня другого государства, отделенного границей, уже давно самостоятельного и обособленного, вдруг заботит тебя ничуть не меньше, чем свои собственные проблемы. И это чувство оказывается не насажденным извне, не привитым искусственно, но вдруг – органически соприродным твоему естеству. Как объективная данность. И поэтому нынешняя украинская боль – это и твоя боль тоже.
Такого массового сердечного соучастия по отношению к событиям, происходящим за границами России, мы как народ не переживали действительно очень давно. И в этом отношении украинская тема несет в себе очень важный нравственный задел для россиян, обладающих хотя бы минимумом гражданской ответственности, но при этом не обращающих эту ответственность против национальных интересов своей страны (а последний вариант встречается довольно часто – на теме гражданской «совестливости» может родиться немало злоупотреблений). Украина – вдруг – стала мобилизующей и объединяющей темой для россиян (избежим выражения «духовная скрепа», вызывающего преимущественно ироничные ухмылки, хотя общий смысл останется тем же), заставила переоценить привычные ценности… и прийти к самым неожиданным результатам. Какие-то русско-украинские связи, взаимоотношения, привязанности окрепли до состояния титанового сплава. А где-то, напротив, образовался водораздел с ледяной водой… и церковное сообщество тут, увы, не предполагает исключений.
Например, такие понятия, как духовное единство и братство во Христе, для многих православных россиян и украинцев, пропускающих через себя все перипетии новоукраинской смуты, за эти последние месяцы окрасились новыми красками. Все мы, члены одной Церкви, так или иначе втянутые в политический водоворот, оказались поставлены перед необходимостью ответить самим себе на мефистофельский вопрос: а является ли это духовное единство действительно живой ценностью, сокровищем, которое нужно хранить и защищать со всей возможной мужественностью? Является ли это единство предметом попечения наших соседей по ту сторону границы – попечения столь же активного, как и то, что проявляется здесь, на российской территории? Или же, напротив, наши братья во Христе, те, с кем мы служим у одного престола и причащаемся из одной Чаши, окажутся готовы присоединиться к хору голосов, поющих неимоверно популярную сегодня в украинском интернете песню «Никогда мы не будем братьями»?..
Сейчас у каждого из нас – свой личный опыт переживания и рефлексии по поводу украинского кризиса. Свои персональные впечатления и выводы относительно того, как меняются умонастроения и оценки – жителей Украины в отношении жителей России и наоборот. Паствы приходов Владимира, Новгорода, Воронежа и Москвы в отношении прихожан Ужгорода, Винницы и Харькова. Как пронзительно радостно бывает обнаружить, что вы со своими давними украинскими коллегами по-прежнему способны понимать друг друга – и что именно теперь, «не благодаря, а вопреки» затяжному военному кризису, вы понимаете, что вы и в самом деле братья, что ваше братство не дань дипломатической или исторической формальности, но настоящая жизнь. И как горько бывает наткнуться на стену холодного отстраненного отчуждения, сквозь которое читается посыл: «Нам не надо вашей любви и вашего сопереживания, мы не верим в искренность ваших братских чувств и видим в них лишь пропагандистское лукавство»…
Справиться с болью помогает лишь мысль о том, что случаев, когда понимание превалирует над отчуждением, оказывается все-таки больше, чем наоборот.
Елена Жосул
«Никогда мы не будем братьями
Ни по родине, ни по матери…
…У вас царь, у нас – демократия.
Никогда мы не будем братьями»
Из популярной в украинском интернете песни
…Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас!..
Из стихотворения Ф.И. Тютчева «Славянам», начало мая 1867 года