ОСТРОВА ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА

0

Как музыка великого русского композитора соприкасается с живописью и литературой

Доцент Литературного института, автор книги «Рахманинов» из серии «Жизнь замечательных людей» Сергей Федякин

Федякин Сергей Романович. Член Союза писателей России, кандидат филологических наук, доцент Литературного института им. А.М. Горького, автор многочисленных статей по истории музыки и литературы, автор ряда книг из серии ЖЗЛ: «Скрябин» (2004 г.), «Мусоргский» (2009 г.), «Рахманинов» (2014 г.)

В пасхальные дни колокола звучат особенно звонко и радостно. Кажется, все устремляется вверх, в раскрытые небеса. Это ощущение характерно для музыки великого русского композитора ХХ века Сергея Васильевича Рахманинова. О тайнах его творчества, а также о том, как черно-белая репродукция становится музыкой, рассказывает доцент Литературного института, автор книги «Рахманинов» из серии «Жизнь замечательных людей» Сергей Федякин.

b5176a07daf7a14c– Сергей Романович, в чем, на ваш взгляд, главное своеобразие духовной музыки Рахманинова?
– Он продолжает традиции русской духовной музыки, в основе которой – пришедшие к нам из Византии песнопения и знаменные рoспевы, – в каком-то смысле их «обрусевший» вариант. В «Литургии Иоанна Златоуста» и «Всенощном бдении» композитор приближается к древним песнопениям, сохраняя при этом возникшее в более позднее время хоровое многоголосие. Однако «Литургией» сам композитор остался не очень доволен: в ней преобладает личностное начало. Это замечательная музыка, но, скорее, для концерта, а не для храма. А вот «Всенощное бдение» – подлинная вершина творчества, большая часть песнопений которого создана с опорой на древние рoспевы. Это та композиторская работа, которая и даёт новое звучание давно известным напевам, и на одну треть – музыка, сочиненная самим Рахманиновым, но точно вросшая в традицию.

Эмиль Гилельс — С.В. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор, соч. 3 №2

– Какие произведения Рахманинова пророчески звучат для нашего времени?
– Произведения-озарения: прелюдия до диез минор, опус 3 №2, которую Рахманинов написал в 19 лет. Концерт №2 – в нем много сказано звуками о России, о тех испытаниях, которые мы переживаем сегодня. «Симфонические танцы» – созданное в 1940 году произведение, похожее на страшный вопрос о смысле бытия человека. К чему человечество подошло? Сумеет ли оно преодолеть смертельные трудности нового века? Это самое последнее сочинение Рахманинова, и заканчивается оно аккордом-вопросом, за которым немота. В партитуре указана дата создания и написано: «Благодарю тебя, Господи!» Похожую запись, кстати, оставил и Бунин, завершив рассказ «Чистый понедельник», который считал лучшей своей прозой.

– А кто из писателей по своему мировосприятию созвучен Рахманинову?
– Любимый писатель Рахманинова – Чехов, по мотивам его рассказа «На пути» композитор создает фантазию для оркестра «Утес». По духу своему Рахманинову близки стихи о России Александра Блока. В одном стихотворении из цикла «На поле Куликовом» на щите воина отражается образ Богородицы. Такой нетварный свет очень созвучен рахманиновской музыке.

fedyakin01– Как вам кажется, какая музыка была близка его сердцу?
– Его могла заинтересовать и простенькая мелодия какой-нибудь песенки, в которой он слышал что-то настоящее. Что точно ему не нравилось – так это музыкальная нагловатость. Он ценил только оправданную дерзость. Например, в «Симфонических танцах» Рахманинов и сам ведет себя довольго дерзко как композитор, но это оправдано творческим замыслом. Ему важно показать, как все человеческое уходит из мира, а механическое и бесовское, напротив, «правит бал». Сам композитор пережил бесприютное детство, скитания из дома в дом. После революции ему пришлось выехать за границу, где испытания продолжились. Его судьба отразила судьбу Отечества. Еще одно из самых совершенных программных произведений Рахманинова – симфоническая поэма «Остров мертвых» по мотивам одноименной картины Арнольда Бёклина. Созданные композитором мрачные образы даже выразительнее самой живописи.

Рахманинов — «Симфонические танцы». Симфонический оркестр под управлением Е. Светланова 

fedyakin03– Неужели такое возможно?
– Такое бывает нередко. Цикл фортепианных пьес Мусоргского «Картинки с выставки», к примеру, мощнее картинок Виктора Гартмана, послуживших для него источником сюжета и вдохновения. Так и здесь. Сначала Рахманинов увидел черно-белую репродукцию картины Бёклина, она произвела на него очень мрачное впечатление, поскольку о смерти композитор думал постоянно, хотя и не любил об этом говорить. Свое ощущение он выразил в музыке. И только после этого увидел цветной оригинал, который его несколько разочаровал. По живописным пристрастиям Рахманинову ближе русские пейзажисты: Левитан, Саврасов и Нестеров. Тихое свечение, что исходит от их полотен, созвучно рахманиновской музыке.

Рахманинов — «Остров мертвых». Симфонический оркестр под управлением Е. Светланова 

– Иногда говорят, что в «Острове мертвых» композитор показывает: смерть столь же пуста, как и жизнь…
– Вряд ли с этим можно согласиться. Поэма трехчастная. Первая и третья части близки к картине Бёклина: остров, – здесь совмещен и Север, и Юг, т.е. – и мох, и траурные кипарисы, – мерное колыхание волн, фигура в белом везет мертвеца на лодке. Но в средней части симфонической поэмы возникает тема жизни и сопротивления. Возможно, музыкой композитору нужно было выразить то состояние, которое он и сам испытал однажды. Жизнь и смерть не были для композитора пустыми словами. Сам Рахманинов пережил провал своей Первой симфонии, после этого – долго ничего не мог сочинять. Затем он вернулся к композиторской деятельности и написал свой самый известный Второй концерт для фортепиано с оркестром. Можно духовно ослабеть, приблизиться к небытию, но потом преодолеть это состояние.

Святослав Рихтер (ф-но) — Рахманинов. Второй концерт для ф-но с оркестром, 1 часть

Анастасия Чернова

Поделиться

Комментирование закрыто