ПАННО НЕБЕСНЫЕ И ПОДЗЕМНЫЕ

0

Как мозаика с «Павелецкой» переехала на «Новокузнецкую». Краткий обзор знаковых московских мест, где в оформлении используется мозаика

Мозаика как вид монументально-декоративной живописи древнее, чем витраж: мозаичные панно широко использовались в Древней Греции, Риме, Египте. Расцвета мозаичное искусство достигло в Византии, но из-за дороговизны материалов на Руси этот вид декора большого распространения поначалу не получил. Тем не менее известны мозаики в киевских храмах Святой Софии (1043–1046) и Архангела Михаила (1108–1113).

Подлинный отец русской мозаики – М.В. Ломоносов. Созданные им технологии производства стекла и смальты и построенные по его инициативе мануфактуры позволили получать качественный и относительно дешевый материал для творчества российских мастеров. Мозаику в смальте второй половины XIX – начала XX века можно увидеть в храме Спас на Крови и в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге, а также в церквях Новгорода, Костромы, Чернигова. Одна из наиболее значительных мозаик создана в Храме Христа Спасителя в Москве.

По плану ленинской монументальной пропаганды мозаика становится особым средством диалога с обществом. В 1960-е годы, в эпоху борьбы с архитектурными излишествами, выполненная в мозаичной технике монументальная живопись служила основным украшением зданий. Сегодня искусство мозаики, особенно в оформлении храмовой архитектуры, вновь очень востребовано.

Храмы

Мозаику очень часто можно наблюдать на фасадных стенах храмов, ведь преимущества мозаичных панно – в их долговечности. Так, интерьер Софийского собора в Киеве сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века (местная палитра насчитывает 177 оттенков). В Москве также есть настоящие жемчужины искусства храмовой мозаики:

Образ святителя Николая Чудотворца на церковной ограде Никольского храма в Пыжах

– церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе внутри полностью украшена мозаичным полотном площадью 2,5 тыс. кв. м;
– мозаики работы В.И. Антипкина на фасаде Благовещенского храма в Петровском парке: изображения святителей Филарета Московского и Патриарха Тихона;
– церковь Николая Чудотворца, что в Пыжах: мозаичный образ святителя Николая на церковной ограде (конец XIX в.);
– мозаичный храмовый образ над входом в церковь Митрофана Воронежского на Хуторской;
– мозаичная икона Троицы Живоначальной (Космодамианская церковь в Космодамианском);
– мозаичная икона Спасителя у входа в Донской монастырь на сюжет «Спас с припадающими святыми – преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским»;
– мозаика «Богоматерь “Знамение”» на фасаде Знаменской церкви при ГКБ №1 (бывшая 2-я Градская больница);
– образ Богоматери на фасаде колокольни церкви Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

Первая АТС

Первая автоматическая телефонная станция, ул. Большая Ордынка, д.25

В канун десятилетия Октябрьской революции появилось здание первой в Москве автоматической телефонной станции (АТС) – яркого образца стиля конструктивизм. К АТС примыкает пристройка 1990 года, где благодаря художнику М.М. Дубцову появились мозаичные медальоны с изображениями 12 снесенных в советское время храмов Замоскворечья: церковь Великомученика Никиты в Старых Толмачах (снесена в 1936 г.), церковь Святых Космы и Дамиана в Садовниках (снесена в 1932 г.), церковь Великомученицы Параскевы Пятницы (снесена в 1934 г.), церковь Николая Чудотворца на Пупышах (частично разобрана в 1930 г., окончательно снесена в конце 1950-х гг.), церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках (снесена в 1930–1931 гг.), церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (снесена в 1972 г.), церковь Спаса Преображения в Наливках (снесена в 1929 г.), церковь Воскресения Словущего в Монетчиках (снесена в 1934 г.), церковь Праведных Иоакима и Анны на Якиманке (снесена в 1969 г.), церковь Апостолов Петра и Павла на Якиманке (снесена в 1929 г.), церковь Святых Космы и Дамиана в Кадашах (снесена в середине 1930-х гг.), церковь Живоначальной Троицы в Лужниках (разрушена в 1932–1933 гг.).

Музей «Гараж»

Символ этого музея – мозаичное панно «Осень», которое сохранило после реконструкции модернистского здания ресторана «Времена года» (архитектор И. Виноградский) архитектурное бюро Рема Колхаса. Решение внутреннего пространства отражает желание сохранить и продемонстрировать памятник современной архитектуры и дизайна широкой публике: в интерьере музейного кафе использована отреставрированная мебель советской эпохи, сохранены лестничные пролеты и кирпично-мозаичные стены, включая восстановленную уникальную мозаику с изображением рыжеволосой девушки в окружении листвы. Время создания мозаичного панно «Осень», как и его автор – до сих пор загадка: когда в 1968 году кафе открывалось, о мозаике никто не упоминал.

Вероятно, во «Временах года» были и посвященные другим сезонам панно, но они не сохранились. По задумке Колхаса, из-за рваных краев мозаики «Осень», бережно отреставрированной в Италии, выглядывает глазурованный кирпич из предыдущего временнóго пласта, а выше и вовсе оставлена на виду неровная кладка из кирпича обычного, которую прежде скрывал подвесной потолок.

Фонтан «Юность» в Зеленограде

Редкий сегодня пример сохранившихся малых архитектурных форм 1960-х годов. Чаша фонтана украшена мозаикой авторства отца и сына Серафима и Василия Павловских. Серафим Павловский (1903–1989) – воспитанник ВХУТЕМАСа, ученик художников В. Фаворского, Л. Бруни, П. Кузнецова и К. Истомина, автор мозаики на станции метро «Добрынинская», росписи в читальном зале Библиотеки им. М.Ю. Лермонтова в Москве и других произведений в разных техниках, организатор экспериментальной мастерской по разработке новых технологий монументального искусства.

Автор другого знаменитого мозаичного панно в торговом центре на площади Юности – заслуженный художник России Е.М. Аблин – писал про строительство нового города-спутника так: «Везде царила безликость, и архитекторам хотелось внести хоть какое-то разнообразие. А проще всего это сделать живописью, мозаикой или рельефом». Таким акцентом, наряду с мозаикой на фасаде торгового центра на площади Юности, стала и мозаика фонтана. С. и В. Павловские выполнили яркую, жизнерадостную мозаику на высоком художественном и профессиональном уровне.

Мозаики метро первых лет строительства

В 35 куполах станции метро «Маяковская» еще до войны разместились лаконичные панно на тему «Сутки Страны Советов», выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки. Автор ставил своей задачей создать эффект «прорыва в небо». Мозаики установлены очень глубоко в купола, что позволяет целиком видеть картину, только находясь строго под ней.

Проект станции третьей очереди строительства Московского метрополитена «Новокузнецкая» разрабатывался еще до войны, равно как и проект соседней с ней станции. «Павелецкая» должна была быть очень похожей на уже действующую «Маяковскую» – длинной, легкой, со сводом, украшенным четырнадцатью восьмигранными смальтовыми мозаиками трехметрового диаметра. Как и на «Маяковской», здесь предполагалось использование металлических конструкций.

Мозаичные панно на станции метро «Новокузнецкая»

Эскизы для мозаик «Павелецкой» выполнил также А. Дейнека, к которому обратились проектировщики станции – братья Веснины. Тему оформления – Донбасс – выбрали из-за близости станции к Павелецкому вокзалу, откуда в то время отправлялись поезда в Донецк. Набор мозаик поручили мозаичисту В.А. Фролову, который приступил к этой работе в своей ленинградской мастерской.

Но началась война. В тяжелейших условиях работа в мастерской Фролова продолжалась. А металлические конструкции «Павелецкой» оказались на оккупированной гитлеровцами территории и никак не могли быть доставлены в Москву. Однако руководство страны не желало замораживать строительство, предпочитая открытием станций продемонстрировать всему миру устойчивость народного хозяйства. Проект «Павелецкой» спешно изменили, задумав ее без центрального зала, двухсводчатой. К счастью, уже готовые мозаики решил использовать в своей станции архитектор «Новокузнецкой», сооружаемой параллельно с «Павелецкой». В сводах нашлось место для семи мозаик, еще одну смонтировали в вестибюле.

На удивление всему миру, в январе 1943 года торжественно открылись для пассажиров станции метро «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская», а ровно через год, в январе 1944-го, – «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская» и «Партизанская». Мозаики «Автозаводской» также были выполнены В.А. Фроловым в блокадном Ленинграде. По сравнению с первоначальным их сюжет изменен: три «автозаводские» мозаики изображают боевые действия. Все мозаики были вывезены в столицу в январе 1942 года, а 3 февраля Владимир Фролов скончался.

Екатерина Барыбина
Опубликовано: №10 (623) май, 2017 г.

Поделиться

Комментирование закрыто