ПАСХА В ПАРИЖЕ

0

В Фонде славянской письменности и культуры открылась выставка заслуженного художника РФ Павла Рыженко «Исход великой Империи»

Здесь можно увидеть работы, посвященные историческим, в том числе революционным событиям, а также подвигу преподобного Сергия Радонежского и святых царственных страстотерпцев. 

Русские воины и прежде не раз праздновали Пасху вдали от дома. В окопах Первой мировой, после ночной службы в простом полевом храме под открытым небом они пели тропари и радостно христосовались. Но вот случилась революция, после которой они оказались на чужбине. На парижском заводе «Рено» несколько казаков, в том числе офицер, только на одну ночь надевший свой мундир с погонами, вместе с полковым священником негромко славят Воскресшего Христа… На стене, словно икона, – фотография последнего императора. Он, как и прежде, со своим малым, но верным воинством. Подобно тому, как когда-то государь в течение всей ночи объезжал позиции гвардии, христосуясь и одаривая каждого бойца… Теперь они снова на фронте, только его нельзя нанести на карту. На одну пасхальную ночь они по-прежнему в любимом Отечестве… 

Павел Рыженко. Отречение, 2013 г.

Специально для «ПМ» 

 Николай Бурляев, народный артист России: Все, что он делал, исполнено глубины и высоты  

– У Павла Рыженко важно каждое полотно. Нет ни одного проходного, которое он написал, просто чтобы взять кисть и помазать. Все, что он делал, исполнено глубины чувств и высоты полета художника. И боли за Россию. Поэтому каждое его полотно (не считая пейзажей) кричит о русской боли, о страдании, о крестном пути, о силе русского духа. 

Олег Молчанов, заслуженный художник России: В нем все сочеталось: и темперамент, и мастерство, и патриотизм 

– Павел Рыженко был человеком с имперским сознанием. Символично, что он умер 16 июля, в канун памяти царственных страстотерпцев. Он работал циклами, сериями. Замыслы рождались большими блоками, и это довольно редкое явление. Разве что Верещагина можно вспомнить, который тоже творил в подобной манере. Некоторые замечают промахи в рисунке… Такие же претензии, кстати, были и к Сурикову. Или, например, Врубель считал Репина рисовальщиком. Но полотна Павла Рыженко, конечно же, захватывают. Еще одна особенность творческой работы   художника – внимание к рамам, которые он подбирал столь тщательно, что те словно продолжали сюжет. 

Он отличался бурным темпераментом, работал быстро, добивался результатов. В нем все сочеталось: и темперамент, и мастерство, и патриотизм. Сейчас художники больше ориентируются на коммерческую живопись и мало пишут исторических картин. А Павел творил не для того, чтобы продавать, а потому, что жил этой темой и не мог иначе. Близка мне картина «Сергий Радонежский», ее сложный цветовой замес. Наслоение красок – колоссальное, что создает сложную цветовую фактуру.  

Анастасия Рыженко, вдова мастера: Исповедование на холсте – путь художника 

– Очаги русской культуры живы. Никогда и никакой просмотр этих картин в интернете не заменит живого общения с ними в залах! Больше 15 лет я уже представляю эти картины и каждый раз – вновь и вновь – переживаю нечто удивительное. Они наполняют зал энергией, дают людям возможность непосредственно оказаться в том мире – драматическом и порой тяжелом. Исповедование на холсте – путь художника, который всегда говорит о том, что у него болит. Название выставки «Исход великой Империи» свидетельствует о Пасхе. Пасха для нас – возрождение через покаяние. Мы сможем радоваться тогда, когда умрем для мира греха. 

Выставка «Исход великой Империи» открыта до 13 мая 2018 года
Адрес: Черниговский переулок, дом 9/13 строение 2 

Анастасия Чернова 
Опубликовано: № 6 — 7 (643 — 644) апрель, 2018 г.

Поделиться

Комментирование закрыто