ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ ДАЙ

0

001Время поста, как известно, не только время воздержания и усиленной молитвы, но и время добрых дел, время активной благотворительности, усердной заботы о ближних. Предлагаю вам поразмышлять о милостыне, которая, по словам святителя Иоанна Златоуста, есть «царица всех добродетелей».

Если слышите монотонно-заунывное, протяжное «Подаааайте Христа ради…» или ставшее своего рода классикой жанра «Са­ми мы не местные…», если видите лаконичную надпись на картонке «На хлеб» или же, наоборот, внушительную пачку медицинских документов с непонятными, но устрашающими диагнозами и обозначенной там же не менее устрашающей суммой, необходимой на операцию… Даете ли вы просящему?

Вы уже поняли, что я не про соседа, заглянувшего к вам за щепоткой соли, луковицей или вашим паролем от вай-фая. И не про благотворительные фонды и организации. Не про влезшего в долги двоюродного брата. И не про пострадавших от стихийного бедствия. С этим все более-менее ясно. Каждый из нас по мере своих сил старается не оставлять просьбы ближних без ответа, а самих ближних в беде.

Я про другое. Про сгорбленную старушку с обветренными, распухшими руками, изо дня в день, из года в год стоящую рядом с метро. Про парня в камуфляже, ковыляющего с пластиковым пакетом вдоль автомобильных рядов у светофора. Про встреченную у стен столичной обители паломницу, приехавшую из местечка Н… (далее акустически неразборчиво), ставшую, по ее словам, жертвой ограбления и ищущую денег на обратный билет. Про женщину еще два года назад катавшую по вагонам одной из веток столичного метро девочку в инвалидной коляске, а сейчас перемещающую по тому же маршруту закованного в одеяло всегда спящего младенца. Про тех, наконец, кто каждое воскресенье встречает и провожает вас у церковной ограды словами: «С праздником! Подайте Христа ради…».

В общем, я про тех, кто просит у нас денег, милостыню, подаяние, а мы почти уверены, что нам врут. Почти уверены, что бабушку вечером от метро забирает вполне благополучная дама на иномарке. Что «паломницу» никто не грабил, а до дома ей добираться семь минут пешком. Что женщина в метро явно не мать усыпленного (страшно даже подумать чем) младенца. Что автор суровой надписи «На хлеб», скорее всего, равнодушно отвернется от протянутого ему батона. Мы в этом почти уверены.

Мы прекрасно помним цитаты из отцов Церкви о милостыне с рассуждением, и мы стараемся рассуждать. Мы выспрашиваем у старушки, родня-то ей почему ж не помогает, уверенно жертвуем постный пирожок голодающему, отправляем «паломницу» к проходящему мимо священнику за благословением на сбор денег, а от женщины с ребенком вообще отворачиваемся в праведном гневе, истово молясь о судьбе безымянного младенца. С чувством выполненного долга мы продолжаем свой праведный путь, мысленно поставив галочку напротив пункта под названием «Доброе дело» – обязательного пункта в распорядке дня православного христианина. Смешно? Ни капли.

Наша «милостыня с рассуждением» мутировала в жестокосердие с осуждением. Потому что знать про человека все – все обстоятельства его жизни и конкретной ситуации – может (помимо Творца, конечно) только этот самый человек. Потому что в одеяло может быть завернут не накачанный снотворным младенец, а пластмассовая кукла. «Паломница» задолжала соседу по коммунальной квартире, и если не отдаст, то лучше нам и не знать, что будет. А дама на иномарке, однажды забравшая бабушку от метро, не кто иной, как соседка по подъезду, еще девчушкой забегавшая к «теть-Тане с первого этажа» помазать разбитую коленку зеленкой, а то на свой пятый этаж пока вскарабкаешься… Жизнь значительно разнообразнее стереотипов. Конечно, каждый решает сам – подать всякому просящему или же только тому, кто вызвал доверие. Единого рецепта нет, решение придется принимать самостоятельно.

Да, скорее всего, нас обманывают. Но ведь сказано: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42). И не добавлено: «А тем, кто обманывает, не давай».

Анна Славина 

На вопрос, подаете ли вы милостыню, москвичи ответили так:

grafic

Поделиться

Комментирование закрыто