СКРОМНЫЙ ЮБИЛЕЙ СОГЛАСИЯ

0

Ровно десять лет назад Россия впервые отметила день 4 ноября на общегосударственном уровне

День народного единства Россия встречает в одиннадцатый раз. В далеком уже 2004-м году Межрелигиозный совет России выступил с инициативой отмечать этот праздник, послуживший альтернативой дню Октябрьской революции 7 ноября.

Революция к тому моменту давно перестала восприниматься великой, но многие продолжали называть ее так по инерции. Забавную аббревиатуру ВОСР помнят все, кому выпало сомнительное удовольствие изучать историю КПСС. Шел четвертый год первого десятилетия XXI века. В нашей настрадавшейся под коммунистическим богоборческим режимом стране многое изменилось. На общем фоне праздник социалистической революции выглядел совсем уже не смешным анахронизмом. По какому поводу торжество? ВОСР, если употреблять это сокращение, была прелюдией к убийству миллионов людей, отказывавшихся признавать единственно правильной коммунистическую идеологию, не желающих вписаться в новые порядки, где не было места старым святыням.

К началу столетия Церковь канонизировала множество новомучеников, в святцы были внесены Государь-страстотерпец Николай II с семьей. Наличие взаимоисключающих праздников выглядело социальной шизофренией. Особенно остро это понимали люди верующие. Как раз поэтому они и предложили установить в день, календарно близкий к «революционным» событиям, другой праздник. Разделивший Россию на «красных» и «белых» октябрь 1917-го должен был отправиться на страницы учебника истории, где находится место и великим свершениям, и страшным злодействам.

Дата 4 ноября выглядела достойной заменой. По некоторым историческим источникам, именно в этот день ополчение Минина и Пожарского вошло в Московский Кремль, чтобы вытеснить польских оккупантов. Закончилось Смутное время, период принесшего неисчислимые бедствия русскому народу междувластия. Оттуда ведет отсчет царская династия Романовых, из которой происходит и последний в российской истории святой государь. Все это 11 лет назад казалось очень кстати не только православным, но и представителям иных традиционных религий.

В конце 2004 года Госдумой был принят закон о празднике Народного единства и согласия, в 2005 году празднование состоялось в первый раз. Столицей торжеств выбрали Нижний Новгород. На государственный прием в Кремль пригласили представители всех религий, сословий и народов России.

По прошествии десяти лет надо признать: праздник все еще бьется за место в жизни наших сограждан.  Возможно, дело в названии. Высокие категории, даже столь прекрасные, как единство, не так удобны для восприятия, как яркие события. Но уже одно то, что 7 ноября, день величайшего разделения в истории нашей страны, не отмечается на государственном уровне, заслуживает признания.

Протоиерей Михаил Дудко


КОММЕНТАРИЙ

Протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

Протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

Протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества: «Ключевой день победы»

Идея Дня народного единства и согласия родилась в рамках Межрелигиозного совета России. Ее ключевым автором был Святейший Патриарх Кирилл, тогда митрополит Смоленский и Калининградский. В контексте дискуссии о статусе дня 7 ноября было высказано много предложений. Самая лучшая –вспомнить о нашем древнем, ключевом дне победы, когда от внешних захватчиков и от внутренних предателей был освобожден Китай-город. Об этой идее спорили. И сегодня некоторые пытаются не замечать праздник 4 ноября. Но он уже любим народом.

Поделиться

Комментирование закрыто