«ПРИИДЕ, ДЕРЖАВНАЯ НА СТРАЖУ ЗЕМЛИ СВОЕЙ»

0

Интервью сопредседателя Союза православных женщин, председателя Женского православно-патриотического общества, к.и.н. Галины Ананьиной 

Ананьина Галина Васильевна

– 27 июля отмечается второе обретение иконы Божией Матери «Державная», находящейся ныне в Казанском храме в Коломенском. О первом обретении этой иконы более-менее известно, как произошло второе?

– Сама эта история начиналась в 1988 году, когда наша страна, еще в условиях социализма, праздновала 1000-летие Крещения Руси на церковно-государственном уровне. Празднования, прежде всего, проходили в Москве. «Державную» икону из запасников Государственного Исторического музея, где она хранилась долгие годы, передали на временную выставку в Издательский отдел Московской Патриархии по просьбе митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, возглавлявшего тогда этот отдел. Когда выставку закрыли, икона находилась в алтаре домового храма Издательского отдела, освященного во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Но вскоре между городской и церковной властью было достигнуто соглашение о возвращении Церкви ее достояния, и по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия Министерство культуры разрешило вернуть икону в Казанский храм на территории музея-заповедника «Коломенское».

27 июля 1995 года икона Божией Матери «Державная» – последняя чудотворная икона России – была торжественно перенесена из издательского отдела в Коломенское. Дата эта указана в церковных календарях. Особое торжество в этот день, конечно, в Казанском храме в Коломенском.

В 2015 году году отмечалась еще одна дата, значимая для православного мира – 150-летие со дня рождения Святителя Тихона. Именно в его патриаршество была обретена эта икона, святитель сам написал ей акафист. Тогда Коломенское посещало множество паломников, икону возили по фабрикам и заводам, принимала святыню в своей Марфо-Мариинской обители и великая княгиня Елисавета Феодоровна, будущая преподобномученица. Существуют архивные документы, я сама их видела, составленные, когда комиссия новой большевистской власти приезжала в Коломенское. Есть официальный акт, удостоверяющий подлинность этой чудотворной иконы.

– Правильно ли считать, что с начала 90-х к этой иконе обращено особое общественное внимание?

– Хочу напомнить, что воссоздание Храма Христа Спасителя в 1995 году начиналось с установки закладного камня, и на нем была высечена именно «Державная» икона. Все время, пока шла стройка, рядом с ней совершались богослужения в специально выстроенном деревянном храме-часовне в честь «Державной» иконы. Именно эта икона была установлена в Храме Христа Спасителя в момент подписания Акта об объединении Русской Православной и Зарубежной Церквей. Позже этот образ специально провезли по Русскому Зарубежью как зримый символ нашего духовного единства.

Икона изначально принадлежала кремлевскому Вознесенскому монастырю, в Екатерининской церкви которого находилась. В 1812 году, перед вступлением Наполеона в Москву, ее вместе со многими реликвиями обители увезли в Коломенское. Там она и оставалась до марта 1917 года. Обретение святыни, как известно, произошло в день, когда стало известно об отречении государя Николая II. Царский символ власти – держава, изображенная в руке Богородицы на этой иконе, была без креста. Тогда, конечно, было объяснение, что крест отсутствует, поскольку Богом установленная власть свергнута. На новейших списках, которые мы видим в храмах, держава везде с крестом. У иконописцев не поднимается рука изображать державу без креста сегодня.

– Появление атрибутов светской власти на священных изображениях само по себе примечательно. Известны изображения царя-страстотерпца Николая II cо скипетром и державой в руках, а есть ли более ранние примеры?

– Малоизвестно обстоятельство, что так изображался святой князь Владимир. На иконах и скульптурах мы обычно видим крестителя Руси с мечом, обращенным острием вниз, в одной руке и с крестом в другой. Но есть совершенно другие изображения князя – держащего в руках скипетр и державу. Их немного, и они очень древние. Держава, естественно, с крестом, что указывает на него как на православного государственного, державного деятеля. Кстати, хотелось также напомнить, что первый памятник князю Владимиру в Киеве появился гораздо раньше того величественного монумента, который нам всем хорошо известен. На нем написано: «Киевскому князю Володимиру». А первый памятник появился в Киеве в 1802 году около источника Крещатик, где по преданию первыми из всех крестились сыновья князя. Надпись на постаменте того, первого монумента, авторства киевского архитектора Андрея Меленского гласит: «Святому Владимиру – просветителю Руси». Думаю, это опровергает многие домыслы, актуальные сегодня.

Мария Горская

Поделиться

Комментирование закрыто