ПРИЗНАТЬ НЕЛЬЗЯ ОТВЕРГНУТЬ

0

Чем результаты экспертиз по «царским останкам» неутешительны для верующих

Происходящее вокруг предполагаемых царских останков – камень в огород как восторженных консерваторов, любящих рассуждать о неосимфонии Кремля с Даниловым монастырем, так и левых радикалов, усматривающих в любом присутствии чиновника в храме антиконституционный акт клерикализма.

Дмитрий Анохин

Хорошенький клерикализм, когда Священный Синод передает рассмотрение вопроса о подлинности останков запланированному через пару лет Архиерейскому Собору, в то время как курирующая экспертизы госструктура – Следственный комитет РФ – выпускает официальное положительное заключение! Лично у меня иллюзий по поводу излишнего сопряжения церковных и государственных институтов не было. Но не в этом основной вопрос момента.

Напомню принципиальный нюанс, имевший место в финале государственных экспертиз 1990-х годов. Церковь отнюдь не отвергла заключение установившей подлинность останков правительственной комиссии (перед священноначалием не стояла подобная задача), тем более не опровергла его. В лице Патриарха Алексия II она лишь не стала высказывать суждение о его истинности или ложности, тем самым «отложив партию».

За 20 лет многое изменилось – в мире, в стране, в обществе. Но в Церкви переосмысление отношения к семье Романовых, пожалуй, значительнее всего. Ведь на Юбилейном Соборе государь император вместе с супругой и пятью чадами причислен к лику святых. И вопрос: «Подлинны ли останки?» православные трактуют иначе: «Это святые мощи или подделка?»

ЛЕГКО ПРЕДСТАВИТЬ СТИМУЛ ДЛЯ «УСКОРЕНИЯ» ПРИЗНАНИЯ ОСТАНКОВ ВНУТРИ ЦЕРКВИ: ПАСТВА ХОЧЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ МОЩАМ, ЧЕРПАТЬ В НИХ ДУХОВНЫЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ СИЛЫ. НО МЫ ЭТОГО СОВЕРШЕННО НЕ ВИДИМ!

Напротив, следователи всячески подталкивают (если не сказать  проталкивают) вывод о подлинности останков. Мотив? Версий много, они разные. Горькое же резюме в следующем. Вольно или невольно, но «доигрывание» отложенной два десятка лет назад «партии» отнюдь не способствовало консолидации общества. Единственный вывод, который следует нам из этого сделать: очень мало и без должного усердия молимся мы святым царственным страстотерпцам.

Дмитрий Анохин
Опубликовано: Номер 13 -14 (650 — 651) июль 2018 года

Поделиться

Комментирование закрыто