ПРОРОК ИЗ ЧЕГЕМА

0

Попробуем услышать Фазиля Искандера

В последние июльские дни я собирался в гости к поэту Владимиру  Кострову и его жене Галине Степановне. Мы должны были созвониться заранее и отправиться на дачу к поэту Константину Скворцову, но наша встреча не состоялась. Накануне наших посиделок скончался дачный сосед Скворцова – прозаик, поэт, эссеист, общественный деятель Фазиль Абдулович Искандер.

31 июля, на 88-м году жизни, умер великий русский писатель Фазиль Искандер.

В жизнь моего поколения он бурно вошёл в 1989 году. Мне, тогда восьмикласснику, вместе с друзьями удалось достать билеты на фильм «Воры в законе» (по мотивам рассказов Искандера «Бармен Адгур» и «Чегемская Кармен»), а затем и на картину «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (по главам романа «Сандро из Чегема»). Это было незабываемо! Мы, совсем наивные мальчики, увидели другую жизнь, о которой даже и не догадывались. Сейчас, спустя почти тридцать лет, я понимаю: эти драматические произведения были трагическим и пророческим предостережением от грандиозного хаоса, неумолимо наступавшего на все братолюбивое пространство нашей страны.

Писательский мир обаятельного и радостного Фазиля Искандера уникален и своеобразен, в нем преобладают подлинные и неизменные ценности.

Русский писатель с иранскими и абхазскими корнями, Фазиль Искандер был одним из тех, кто уверенно и с достоинством показал взрослым и детям: ад реален – и он поблизости. Но многие мои сверстники, как и я сам, не услышали тот мудрый посыл. За год до премьеры снятых по произведениям Искандера фильмов заполыхал Нагорный Карабах, за ним воспалилась Абхазия, реки крови вышли из берегов в Узбекистане, Казахстане, Молдавии… Подлинно братские народы в мгновенье ока утонули в злобе, ненависти, гневе, зависти. Мы погрузились в томительный мрак, наступил продолжительный расцвет «блатных» всех мастей, стали гибнуть от пуль и мин люди – на Кавказе, в Средней Азии и в Приднестровье. Умирала от наркотиков, пропадала на уголовных толковищах молодежь. Что тогда спасло нас всех? Всех тех, которых по-отечески предупреждал родившийся в абхазской столице и почти не помнивший депортированного из СССР отца писатель? Только одно: генетическая сохраненная вера в Христа! И об этом неожиданном спасении говорил человек с берегов Черного моря. Мне кажется, в своих самобытных, порой эпических произведениях Фазиль Искандер унаследовал историческую составляющую родной земли, которая впитала в себя всё лучшее со времён древнегреческой колонии, Римской империи, Византии, Абхазского царства, Российской империи и СССР.

Русский писатель с иранскими и абхазскими корнями, Фазиль Искандер с достоинством показал взрослым и детям: ад реален – и он поблизости.

Вспоминая повесть «Созвездие Козлотура», повесть-притчу «Кролики и удавы», понимаешь: писательский мир обаятельного и радостного Фазиля Искандера уникален и своеобразен. В нем преобладают подлинные и неизменные ценности, которые по ходу динамичных сюжетов повествований выдерживают весь необратимый напор времени и демонстрируют устойчивость выбранных автором законов. Такая преданность духовной традиции – не что иное, как внутреннее состояние гармонии, в этом и есть частица Божественного промысла обо всех нас и о каждом в отдельности. Духовная традиция воссоединяется с чувством вселенского долга, которое порождает необходимость самоотверженного творчества. Эта потребность характеризует ушедшего от нас классика великой русской литературы, чьи произведения стали популярными по всему миру.

Александр Орлов


Комментарий

hqdefault

Владимир Костров, поэт, переводчик, драматург, профессор Литературного института им. А.М. Горького: Творчество Искандера – христианское по сути.

Фазиль Искандер был человеком простым и открытым. Помню, как я работал над составлением книги «Русская поэзия. ХХ век», и многие авторы переживали, требовали, чтобы опубликовали как можно больше их стихов. А Фазиль Искандер был спокоен, не заносчив, с ним было очень легко и приятно работать!

Искандер знал абхазский и фарси. Но писал на русском. Представляете, оттенки национальной культуры выражались через совершенный русский язык! Без произведений Искандера наше представление об огромной стране было бы неполным, обрывочным. Его творчество – христианское по своей сути. Обратите внимание, как он понимает существующие в мире проблемы, как трепетно изображает простого сельского человека в своей прозе. То же самое можно наблюдать и в его стихах. Не случайно Искандера любили и читали по всей России. Это серьезная утрата.


Историческая справка: Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

1520434

Окончил русскую школу с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трёх лет обучения перевелся в Литературный институт им. А.М. Горького, который окончил в 1954 году.

В 1954–1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. С начала 1990-х гг. постоянно жил в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957г., прозу начал писать с 1962 года. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Повесть высмеивает «кампании» по подъему сельского хозяйства в СССР и легко поддающееся манипулированию общественное мнение. Среди излюбленных тем философских размышлений в произведениях Искандера – понятия справедливости, чести, достоинства, аскетизм, любовь к земле, уважительное отношение к смерти и покойным.

В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я – безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».

Поделиться

Комментирование закрыто