Троица как гармония неба и земли
Верующий человек непременно должен богословствовать о Троице. Ведь он крещен во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Однако эта задача превышает способности отдельного ума, а потому, с одной стороны, от нее не уйдешь, а с другой – ее трудно исполнить. Чтобы говорить о едином существе в трех ипостасях, требуется озарение свыше и богословский искус. Своими рассуждениями о тайне Троицы с «Православной Москвой» делится протоиерей Андрей Ткачев.
В древние времена, когда один только еврейский народ исповедовал единство бытия истинного Бога, для людей очень тяжела была мысль о том, что Бог один. Для языческого сознания было естественно, что мир кишит богами. «Божественного», того, чему можно ужасаться или поклоняться, было много. Но евреям была вверена Богом очень сложная мысль о том, что Господь един. Сейчас это легче воспринять, и монотеистов в мире много. Но Бог повел нас дальше и еще больше удивил тем, что Он один по сути и троичен в лицах. Это откровение Бога о Себе совершалось поэтапно.
Сначала люди с большой тяжестью воспринимали единство Божественного существа. Потом Бог послал Сына в мир. Когда Сын завершил Свое спасительное действие в мире и покидал его, Он обещал не оставить нас сирых: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Иоан.14:16-17). Иной Утешитель – это тоже Бог, но не Сын. Тоже Господь, но не воплощавшийся.
Послание Святого Духа – новый этап богооткровения. В Духов день родилась Церковь Христова. Молитвенно ни она, ни верующие не могут разделить для себя Отца, Сына и Святого Духа. Когда мы славим Отца, говорим: «Слава Тебе вместе Сыном и с Духом Святым». Когда кланяемся Сыну – «Слава тебе со Отцем и Святым Духом». Церковь идет к Отцу через Сына в Духе Святом. Это одна из древних Литургических формул.
Дальнейшее погружение в тайну Троицы требует очищения ума и сердца, потому что в грязную душу премудрость не войдет и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Многие вещи для нас закрыты, потому что мы не так святы, как Бог от нас хочет. Камнем преткновения и крестом для ума является догмат Троицы для грешника. Оскудение благодати делает непонятными и неисполнимыми заповеди, черствит ум и не дает ему видеть ясно тайны веры. Многие проблемы решаются по мере благодатности бытия. Хочется, чтобы люди были благодатны и здраво исповедовали Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную.
В ЕДИНИЦЕ – ОДИНОЧЕСТВО, В ДВОЙКЕ – ПРОТИВОРЕЧИЕ, В ТРОЙКЕ – ГАРМОНИЯ
Печать Троицы усматривается и на всем окружающем нас творении. Троичен мысленный мир человека. К примеру, мы традиционно членим время на прошедшее, настоящее и будущее. В большинстве языков мира окружающие делятся на три лица – я, ты, он (во множественном числе мы, вы, они). Самое главное вещество, без которого ничего не живет на земле – вода – в естественном виде пребывает в трех состояниях, не меняя своей молекулярной сущности: твердом, жидком, газообразном. Священная тройка, как говорили святые отцы, превосходит единицу, но не разрастается в хаос, т.е. не идет далее трех. В тройке – гармоническое единство, в то время как в единице есть одиночество, а в двойке – противоречие. Тайна Троицы вшита в мир, сотворенный Троицей – Отцом не без Сына и не без Духа. И не Сыном без Отца.
В III веке жил святой мученик Мардарий. Он был очень плохо образован. Язычники в споре с ним пытались сбить его с толку, говоря: «Вера твоя абсурдна». Мы и сейчас это часто слышим. Действительно нужно иметь очень твердый мысленный искус, чтобы защищать свою веру словесно. Святой Мардарий боялся вступать в прения с мудрыми хитрословесными язычниками и только повторял ту молитву, которая родилась в нем: «Владыко Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, едина сила, помилуй мя грешнаго, и имиже веси судьбами спаси мя недостойного раба Твоего; яко благословен еси во веки веков. Аминь». Сейчас мы читаем ее в третьем часе.
Есть на эту тему и переписка святителя Василия Великого. Он жил в те времена, когда учение о Троице было камнем преткновения, об этом спорили и говорили. Когда Духа осмелились называть Богом, Вселенная содрогнулась. Это было непривычно слышать. А потому православных сразу же обвинили в учении о «трех богах». Это было очень тяжелое время. Василий объяснял, что Троица едина по сути, хотя сложна по имени. Тогда как многие вещи мира просты по имени, но сложны по сути. Вот, к примеру, рука – такое простое слово и такой сложный орган. Сколько в ней всего – сухожилия, нервы, кровь, ногти и так далее… А ведь слово одно, и оно простое. Тогда как Троица в противоположность сложна по имени, а на самом деле это одно Божество, одна Божественная природа.
Троица – предмет созерцания верующего человека с чистым умом, до чего нужно дорасти. Очевидно, в Царствие Божием лучшие из нас, очистившие око ума, будут славословить Святую Троицу и в этом находить самое главное – радость и полноту бытия. Как говорил святой Григорий о Царстве Божием: «Там, где моя Троица».
Фото Марии Максимовой
Мы очень просим вас поддержать работу сайта газеты «Православная Москва». Пожертвование можно перевести на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060