«С НАМИ ХОТЕЛ СПЕТЬ КОЗЛОВСКИЙ»

0

О прошлом и настоящем хора храма Воскресения Словущего рассказывает его регент

Моя собеседница Ариадна Рыбакова – дочь регента Владимира Агафонникова, руководившего многими церковными хорами в Москве и Подмосковье, а с 1971-го года возглавлявшего «правый» хор храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. Этот храм в самом центре Москвы, в Брюсовом переулке, часто называют «приходом столичной интеллигенции». Вот уже четыреста лет здесь не прерывается молитва, а песнопения в исполнении приходского хора звучат далеко за пределами России.

– Говорят, что на клиросе в храме Воскресения Словущего пели Нежданова, Козловский?..
– Да, я слышала про Нежданову, а Иван Семенович, уже будучи совсем в преклонных летах, хотел спеть вместе с нашим хором, но не случилось, жаль. Он был прихожанином этой церкви до последних дней. Помню его всегда на Пасху в левом приделе, со свечей в руках. А ведь многие из известных людей боялись сюда заходить, времена такие были… Исполнители не всегда решались прийти петь в церковный хор, так как это было небезопасно. Я сама одновременно с регентством преподавала в музыкальной школе – на меня так, знаете ли, посматривали… Но легче было с финансовым вопросом, сегодня заманить к себе хорошего певца непросто – все хотят побольше заработать.

– Хор приближается к своему полувековому юбилею, он знаменит на весь мир…
– Да, скоро полвека!.. Впрочем, до юбилея еще все-таки есть время. О нас знают благодаря митрополиту Питириму (Нечаеву), который руководил Издательским отделом Московской Патриархии. Именно Владыка впервые вывез нас за рубеж с концертами в 1988-м году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Потом побывали в Германии – тогда еще в ГДР (стена в Берлине еще стояла), в Греции, Швеции, до самой Японии добрались. В Швейцарии довелось выступать вместе с Николаем Геддой – великим русским тенором из Стокгольма, которому в этом году будет 90 лет. Пели русскую народную песню, вот только какую, сейчас уже не вспомню. Нас прекрасно принимали.

– Но в то же время иные «знатоки» и Геду, и ваш хор упрекали в «концертном» исполнении церковной музыки …
– И напрасно. Мы поем и партес, и знаменный распев. И «Херувимскую стрелецкую» поем… Специалисты знают, какой это сложный материал. Я думаю, что самое лучшее – это чередование стилей. Когда на службе звучит и знаменное пение, и Архангельский с Чесноковым, и Бортнянский. Мне очень нравится хор Сретенского монастыря и их подход к выбору репертуара. Вообще нравятся мужские хоры.

– Какую роль в формировании вашего хора сыграл покойный митрополит Питирим (Нечаев)?
– Основополагающую. Он, собственно говоря, став настоятелем этого храма, и создал хор, в котором мне – тогда простой хористке – предложил быть регентом. И потом в решении многих вопросов, касавшихся даже и моей личной жизни, также участвовал Владыка Питирим. Он очень помог мне. Да и не только мне. К нему можно было прийти с любой болью, и он умел находить общий язык со всеми. И с самой простой старушкой где-нибудь в провинции мог говорить, и дать совет профессиональному музыканту. Как-то все понимал и умел во всем разобраться. Поэтому мы и сегодня, когда прошло уже больше десяти лет с тех пор, как его нет с нами, не можем в это поверить. Стараемся жить, словно он тут, рядом, как-то ориентироваться на его «школу».

– После кончины Владыки многое изменилось?
– Да, был такой период «затишья», но сейчас, с приходом нового настоятеля протоиерея Николая Балашова, церковная жизнь снова активизировалась, прихожан стало больше, в особенности молодежи. А сколько причастников! Вот ведь что чрезвычайно важно. И традиции, заложенные митрополитом Питиримом, тоже как-то возрождаются. Чувствуется прилив новых сил.

Беседовал Александр Казанский

Поделиться

Комментирование закрыто