ДУХОВНЫЕ СТИХИ НЕ УМОЛКАЮТ

0

Тысячелетняя музыкальная традиция жива в народе

duxstix

Духовный стих (худ. Анастасия Ермакова)

Духовные стихи звучат из глубины веков. У каждого двунадесятого праздника и дней памяти некоторых святых есть свой неповторимый духовный стих. Также духовные стихи распевали в Великий пост. Сейчас после церковной службы иногда можно услышать, как их исполняют некоторые благочестивые прихожане. Как вообще сегодня живет духовный стих? Рассказывает кандидат искусствоведения, исполнитель духовных стихов, автор ряда учебных программ для музыкальных училищ Полина Терентьева.

Наследие Крещения Руси

– Полина Владимировна, что такое духовные стихи?

Полина Терентьева

Полина Терентьева

– Дать определение духовным стихам не так просто, существуют разные интерпретации этого понятия. В Большой советской энциклопедии духовными стихами названы «Старинные эпические и лирические народные песни религиозного содержания; одна из форм народного творчества русского, украинского и белорусского народов». Но под такое определение не попадают, например, монастырские покаянные духовные стихи, которые не являются народными, их можно скорее назвать элитарным авторским творчеством, или прочно вошедшие в народный репертуар и, по сути ставшие народными, песни на авторские стихи или даже на авторскую мелодию. Я склонна расширять это понятие, рассматривать духовные стихи не как один жанр, а как целую группу различных жанров, сформировавшихся в разных исторических и географических условиях и объединённых религиозной тематикой: это и крестьянские духовные стихи, в которых могут появляться сельскохозяйственные детали, это поздние городские духовные стихи романсового склада, и стихи, которые создавались в монастырях и были похожи на стихиры знаменного распева, и стихи книжных людей XVIII столетия, и довольно поздние старообрядческие духовные стихи со своей особой тематикой (например, боярыня Морозова, Аввакум).

Ранняя русская лирика. Текстовая версия концерта-лекции. «Сей стих о любви». Исполняет Полина Терентьева:

– Какие песни самые древние?
– Видимо, духовные стихи появились после Крещения Руси, в X веке. Но письменно, конечно, они не были зафиксированы. По косвенным свидетельствам, первыми исполнителями стали калики перехожие. О них мы узнаём из их же произведений, дошедших до XIX столетия в устной форме. Есть, например, былина «Сорок калик со каликою», в которой рассказывается о паломничествах калик:

«А идтить нам, братцы, дорога неближняя,
Идти будет ко городу Иерусалиму,
Святой святыне помолитися,
Господню гробу приложитися,
Во Ердань-реке искупатися,
Нетленною ризой утеретися;»

О своеобразном моральном кодексе этих людей:

«А в том-то ведь заповедь положена:
Кто украдет, или кто солжет,
Али кто пустится на женский блуд,
Не скажет большему атаману,
Атаман про то дело проведает,
Едина оставить во чистом поле
И окопать по плеча во сыру землю».

caligae – очень прочная обувь, которую носили римские легионеры

Caligae – очень прочная обувь, которую носили римские легионеры и паломники

А также о том, что они в пути исполняли духовные песнопения. Скорее всего, они были служителями Церкви, пономарями, дьяконами. Название Калика происходит не от слова Калека, как стали трактовать гораздо позднее, а от латинского слова caligae – очень прочная обувь, которую носили римские легионеры, и которая позволяла совершать большие пешие переходы. Такую обувь носили также и паломники. Поэтому каликами могли быть сильные и выносливые мужчины, которые ходили из города в город по святым местам, приносили на Русь святыни из далёких странствий, даже из самого Иерусалима. Наиболее древний пласт – это старины – стихи, очень близкие былинам, которые сохранились на Севере. Их основные сюжеты – о Георгии Победоносце, о его мучениях и о спасении царевны; о Фёдоре Тироне, об Алексии, человеке Божием.

Икона Великомученика Георгия Победоносца со страстями

Икона Великомученика Георгия Победоносца со страстями

Очень почитался на Руси Георгий Победоносец.

Вот фрагмент стиха о его мучениях:

Приказал Демьян ещё светого Егорья во пилы пилить
Во пилы пилить, да в топоры рубить.
А светого Егорья да не берут пилы
Не берут пилы, да не берут топоры:
Все ломаютсы да исщёрбаютсы
А на то Демьян ещё осержаетсы
Осержаетсы да разбалуетсы

Приведу в пример фрагмент духовного стиха о Фёдоре Тироне:

В славном граде в Русалимове ой
жил себе царь Константин Саулович.
наступает царь июдейския ой
со силою со жидовскою.
от его силы июдейския ой
прилетала калена стрела.
царь Константин Саулович ой
подымал он калену стрелу.

прочитал ярлыки скорописныя ой
и возговорил таковы слова.
господа вы бояры богатыя ой
христиане православныя.
да и кто у вас выберется ой
сопротив царя июдейскаго.
да ни кто не выбирается ой
старый прячется за малого.
выходило его чадо милое ой
млад человек Фёдор Тиронов.

Также один из древнейших сюжетов – духовный стих о Голубиной книге. Голубиная книга – очень емкое произведение о начале мироздания, в котором рассказывается, как появилась Луна и солнце, человек, животные. В этом тексте тесно переплетаются христианские и языческие элементы.

Иерусалим-город городам мати –
Он стоит тот город середи земли.
Середи земли что не пуп земли.
А во том во граде в Иерусалиме
Стоит церковь соборная, богомольная.
Во той во церкви соборной
Стоит гробница белокаменная.
А в той гробнице белокаменной
Почивают ризы самого Христа,
Самого Христа – Царя Небеснаго.
Потому та церковь всем церквям мати.
Иордань-река всем рекам мати –
Окрестился в ней сам Исус Христос.
Потому Иордань-река всем рекам мати.
Фавор-гора всем горам мати –
Потому Фавор-гора всем горам мати,
Преобразился на ней сам Исус Христос,
Показался Он во славе ученикам своим.
Кипарис-древо всем древам мати –
На нём распят был Исус Христос.
А плакун-трава всем травам мати –
Когда распят был Исус Христос
Тут восплакала Матерь Божья
И ранила слезу на сыру-землю,
Вырастала тут плакун-трава.

Песня

Песня. Варвара Котова (худ. Анастасия Ермакова)

– Какие существуют постовые духовные стихи?
– Ряд духовных стихов повествует о событиях Великого Поста, а также подготовительных недель. В простых и понятных всем образах они раскрывают духовный смысл переживаемых Церковью событий. Вот фрагмент духовного стиха о блудном сыне, стих этот напоминает нам о Божием милосердии и всепрощении:

Человек некто богатый
имел он у себя два сына
и рече юнейший сын отцу
отче, даждь ми часть от богатства. (…)
Расточив богатства и дары
данны от отеческой славы
грех блудный изволил имети
как в темнице тёмной сидети. (…)

Видит отец сына грядуща
умиленный разум имуща
и тек падши на его выю:
«не тужи, аз грех твой омыю».

В стихах о Страшном Суде, в которых, напротив, Господь предстаёт грозным Судиёй, говорится о неотвратимости возмездия за грехи, и о неподкупности последнего Суда:

Страшный Суд

Страшный Суд

Протекала с утрика мати огненна река
Да и шли к той реке три души грешных рабы.
Они спрашивали перевощичка.
Кто бы кто бы перевёз на ту сторону?
На ту сторону к раю Господнему.
Вы не в час души пришли и не во время.
А вси райския двери затвореныя.
А у райских у дверей судьи праведныя.
Они судят по правде по истинной.
Не берут они злата-серебра
Никакого камушка драгоценного.
Да и шли три души горько плакали…

Пожалуй, один из самых древних стихов – об изгнании Адама из Рая. Его первые записи относятся к концу XV века и вырастает он из стихиры, исполняемой в храмах в Прощёное Воскресенье: «Седе Адам прямо рая и свою наготу рыдаяи плакаше: Увы мне, увы мне! Раю мой Раю, мой прекрасный мой Раю! Прелестию лукавою увещанну, окрадену и славы удаленну. Увы мне, увы мне! Раю мой Раю, прекрасный мой Раю! Уже к тому твоея пищи не насыщуся, ктому не узрю Спаса и Содетеля. В землю пойду от нея же взят бых. Господи, Господи, помилуй мя, падшаго!».

«Седе Адам» исполняет Полина Терентьева:

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Текст монастырского стиха XVI века «Восплачи, яко Петр»

Текст монастырского стиха XVI века «Восплачи, яко Петр», по-видимому, отталкивается от тропаря Великого покаянного канона Андрея Критского (среда, песнь 8): «Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя, яко же Петр, плачу горце; ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда ханааныни».

Вот для сравнения текст духовного стиха: «Восплачи, яко Петр, восстени, яко мытарь, прибегни, яко сын блудный, умилися, яко Ахав, прослезися, яко блудница, зови, яко хананея, предстой, яко вдовица, молися яко Иезекия, смирися, яко Манассия. Аще тако молишися, приимет благий Господь молитву твою, яко мати младенца».

Духовный стих «Восплачи, яко Петр» исполняет Полина Терентьева:

Псальма о Кресте Господнем могла исполняться в Крестопоклонную неделю:

Молитвенник

Молитвенник (худ. Анастасия Ермакова)

Крест тяжелый путь далекий,
Сам Господь его поднял.
Нес Он с трудностью великой,
Посреди пути упал.

Посреди пути упал Он,
Никто руку не подал.
Сам Отец его Небесный
Человека в помощь дал.

То был Симон земледелец,
Он Господний Крест понес.
Он был к Господу пришелец,
И пролил немало слез.

А вот фрагмент стиха о Марии Египетской, которую мы вспоминаем на пятой неделе Поста, в нём проводится мысль о том, что искреннее покаяние может превратить человека из великого грешника в святого:

Старец

Старец (худ. Анастасия Ермакова)

Видит старец молящую,
Молящую, трудящую,
на камени стоящую.
Власы у неё до сырой земли,
тело у неё – дубовая кора,
Лицо у неё что сажа черно. (…)
А и тут жена просветилася,
Видом ангельским старцу открылася
И велела она поминать её,
Величати Марией Египетской.

«Богородица Богу молится». Исполняют Полина Терентьева и Варвара Котова:

Стих XVIII века «В неделю цветную» повествует о событиях Вербного воскресенья и Лазаревой субботы:

Радуйся зело дщи сионя
Се Царь твой возседый на коня
Софония вопиет,
Захария глаголет
Владыце, Владыце,
сретше падите
и принесите
днесь ваия финика
по нем грядет Владыка
Владыка, Владыка. (…)
Всяческая создавыи дланию
Вчера пришед Христос в Вифанию
И Лазаря воскреси
во едином словеси
смердяща, смердяща.
сестры сретаху
горце рыдаху:
«Аще бы Ты зде пребыл
то бы брат наш жив бы был
нам зрящим, нам зрящим».

«Окиян-море» стих о Страстях, исполняет Варвара Котова:

Самое большое внимание в стихах Великопостного периода, конечно же, уделяется Страстям Христовым. И наиболее часто они передаются через образ страдания Богородицы при Кресте:

Не плачь не плачь, Мати Мария,
Не плачь, не плачь, Пресвятая.
Да как же Мне да не плакати,
Мово Сына жиды взяли.
Жиды взяли да и распяли,
Терновый венец на голову клали,
Вином с желчию его причащали.
Не плачь, не плачь Мати Мария,
Не плачь, не плачь, Пресвятая,
Той Сын тридневен, да и воскреснет.
Вознесется да со славою,
Ему песнь запоют иже херувимску
Аллилуия, Слава Тебе, Боже.
Аллилуия, Богу Слава.

В довольно позднем стихе о Страстной неделе так рассказывается о последних днях земной жизни Спасителя:

На Страстной было неделе
Собралися фарисеи
Они думали-гадали
За Христом всё догоняли,
Они гнали – не догнали,
Только след его видали.
А в четверг Его поймали,
А в пятницу распинали,
А в субботу хоронили,
В воскресенье – Христос воскрес.

«Да на Ердане» стих о страданиях Христа. Исполняет анс. «Узорика»: Варвара Котова, Марфа Семёнова, Полина Терентьева:

От калик к калекам

– Как развивалась традиция в ХХ веке?

Лирник

Слепой кобзарь (лирник)

– В ХХ веке духовные стихи исполнялись в русской деревне. Существует множество замечательных экспедиционных записей. В первой трети века продолжалась традиция калик перехожих, которую подхватили слепые певцы-лирники, отчего, возможно, и произошло такое смешение понятий, превращение калИк в калЕк. Также возникла интересная и парадоксальная традиция, когда духовные стихи о расставании души с телом стали исполняться на поминках. Связано это с исторической ситуацией. Церкви были закрыты, и, чтобы хоть как-то проститься с усопшим, его близкие, друзья и родственники, пели скорбные духовные стихи. Парадоксальность заключается в том, что сюжет этих песен был обращен не к усопшему, а к живущим людям. Именно им звучало предупреждение, что за всякий грех следует воздаяние. В 95 процентах таких стихов душа умершего попадает в ад. Теперь представим, что таким способом, рассказывая о грешной душе, что попадает в ад, мы отпеваем любимого, дорогого нам человека. Но других способов не было. Со временем появились стихи (их совсем немного), в которых душа пойдет в рай:

Ты не бось, не бось душенька умоленная
Ты на вольном свете жила, Богу молилася
Ты нагих, душенька, одевала
Ты босых, душенька, обувала
Ты и алчущих накормила
Ты и жаждущих напоила
Да и странных в дом вводила.

Однако это поздний сюжет, попытка приспособить духовный стих к обряду прощания с умершим.

Стих  «По лугам трава» (Смоленская область) — это стих о расставании души с телом. Исполняют Варвара Котова и Полина Терентьева:

Сказитель

Сказитель (худ. Анастасия Ермакова)

– Духовные стихи пели именно в деревнях или в городах тоже иногда?
– Духовные стихи звучали и сохранялись больше в деревнях, где община более замкнутая, люди всю жизнь поют вместе. В городе это невозможно, поскольку жители, не привязанные к земле, чаще переезжают с места на место, население довольно сильно «перемешивается», что не даёт возможности сохранить традицию. Однако в XVIII столетии среди горожан было принято распевать Канты (от латинского слова canto – петь) – трёхголосные простые песнопения куплетной формы, которые стали предшественниками романсов. Существовали канты духовного содержания. Затем в городах возникали свои, особые духовные стихи, которые более похожи на городскую песню-романс. Это, конечно, довольно поздний пласт духовных стихов, в основном XIX век, или даже ближе к его концу.

– А какие еще были обычаи?

– Особая традиция существует в старообрядческих общинах, например у некоторых беспоповцев, которые не признавали брак, так как не было священников, которые могли бы совершить это таинство. Поэтому люди, создавшие семью, переставали быть членами Церкви. Они не могли ходить в храм, причащаться. А так называемые соборные люди (дети и старики, не жившие семейной жизнью, которые участвовали в церковной службе) не могли петь мирских песен, а исполняли только духовные стихи.

Равноап. кн. Владимир. Миниатюра из старообрядческой рукописи Жития

Равноап. кн. Владимир. Миниатюра из старообрядческой рукописи Жития

– Какие песни чаще исполняются в наши дни?
– Сложно однозначно ответить на этот вопрос, но я думаю, что сейчас в концертной практике чаще звучат духовные стихи о расставании души с телом. По-видимому, это связано с тем, что именно их пели на отпеваниях, когда не могли выполнить церковное поминовение. От этого такие стихи всегда были свежи в памяти и в большом количестве были записаны этнографами. Вот общая сюжетная канва, по которой строились такие песнопения. Прилетают пчелы или голуби, или ангелы, или шли монашки, или старцы (тут вариантов очень много) и у них спрашивают (иногда спрашивает Богородица или Иисус Христос): «Где вы были?» Те отвечают, что были там-то (например, в Иерусалиме) и что видели, а видели они как душа с телом расставалась. И дальше передаётся монолог души, которая упрекает тело за то, что оно много ело, в храм не ходило, свечи восковые не ставило. Поклоны земные не клало. Итог стиха, как правило, не утешителен: «Тебе тело спокойно лежать, а мне, душе, пред Богом встать и за все отвечать».

Да у той церкви золотой престол
На престоле том – Божья Матушка
Она чтит книгу Явангелия
Прилетали к ней да два ангела
Да два ангела, два архангела
– Вы игде были, што видали?
– Да мы видели как душа с телом расставалася.
Расставалася, распрощалася.
А тебе, тельцу спокойно лежать,
А мне, душе, перед Богом стать
Перед Богом стать, ответ держать.
Что же ты, тело много ело
По воскресным дням в храм не хаживало
Восковых свечей ты не ставило.

Как тебе, душа, в огне гореть
В огне гореть, в пламя сидеть
А мне, тельцу к червям пойтить.

Русский рисованный лубок конца 18 начала 20 века. Из собрания Государственного Исторического музея. Стих порицающий пьянство. Конец XIX — начало XX в.

Русский рисованный лубок. Из собрания Государственного Исторического музея. Стих порицающий пьянство. Конец XIX — начало XX в.

Однако такой репертуарный «перекос», как мне кажется, это именно следствие безбожных лет в нашей истории. На самом деле, в целом, духовные стихи подчиняются тем же законам, что и богослужебные песнопения, то есть определённые песнопения исполняются в определённое время богослужебного календаря. На Рождество поются христославия и колядки, во время Поста – стихи покаянного характера и те стихи, которые сюжетно связаны с событиями, воспоминаемыми в это время. На Пасху звучат волочёбные песни (называются они так от слова «волочиться», которые часто встречается в этих песнях: «а мы шли-брели, волочилися»). На любой двунадесятый праздник также есть духовные стихи и канты. Конечно же, есть стихи различным святым, которые уместно петь в дни их памяти. Есть даже стихи, исполняемые на свадьбах, называются они «брачные».

– Как правильно исполнять духовные стихи? Наверное, их нужно петь как-то по-особому, не так, как обычные народные песни?
– Россия огромна, манера исполнения духовных стихов достаточно вариативна. Самое главное в них – это содержание, а как оно будет исполнено – это уже второй вопрос. В народных песнях исполнение часто не менее важно, чем содержание. Вспомним народные песни на заклинание дождя. Их поют очень громко, чтобы резонанс от голоса дошел до небес, вызывая, тем самым вполне физические колебания в атмосфере. Основная тенденция, которая существует сейчас, предполагает, что духовные стихи должны петься не громко, потому что, в отличие от народных песен, звучащих на открытом пространстве, на природе, духовные стихи, как правило, поются в помещении. Однако встречаются записи, где стихи звучат в полный голос. Таким образом, невозможно однозначно утверждать, как именно надо петь духовные стихи. Думается, их надо петь, согласовываясь со своим внутренним эстетическим и религиозным чутьем.

– Нередко духовные стихи звучат в сопровождении музыкальных инструментов. Каких именно?

Лира

Лира

– Изначально исполнение стихов не сопровождалось музыкальными инструментами. Такой вариант всегда был предпочтительным, хотя в некоторых случаях использовались инструменты. Например, колесная лира. Этот инструмент пришел к нам из Европы через Польшу и Украину. С Украины лиры попадали на Юг России (например, в Брянскую область), правда, достаточно поздно, в конце XVII века. Причём, попав к нам, этот инструмент кардинально поменял своё назначение: в Европе под колесную лиру больше танцевали, а у нас лирники считали зазорным играть на танцах, они использовали этот инструмент именно для аккомпанирования духовным стихам и псальмам. Интересно, что моральный авторитет лирника был очень велик. Считалось, что послушать лирника было равносильным молитве. Лирников, которые были нищими бродячими музыкантами, никогда не смешивали с попрошайками, исполнявшими простенькие песенки. Искусство лирника очень уважалось, не смотря на низкое социальное положение певца.

– А гусли?
– С гуслями ещё сложнее. Гусли – это северный вариант балалайки. Под них пели песни, частушки, но никак не такой самоуглублённый жанр, как духовные стихи. Ученые сомневаются: могли ли исполняться под гусли былины? Видимо, нет. Однако в ХХ веке возникла традиция исполнения под гусли былин и некоторых эпических песен, а также духовных стихов. Более того, манера игры на гуслях была утрачена к началу ХХ века, и сейчас её восстанавливают. Исследователи пришли к выводу, что традиционная манера игры на гуслях была именно боем, а не перебором, к которому мы привыкли сейчас.

Страшный суд в мажоре

Полина Терентьева

Полина Терентьева

– Я слышала духовную песню о Страшном суде, которая исполнялась радостно и даже весело. Это неожиданно! Ведь говорилось про страшные мучения, что ожидают душу…
– У нас существует упрощенное восприятие музыки: радостное – обязательно в мажоре, а грустное – в миноре. Но музыкальные средства выразительности более разнообразны. Иногда парадоксальное сочетание дает больший эмоциональный всплеск. Зачастую песни трагичные поются легко, свободно и непринужденно. Восприятие страшного события передается без паники, без усиленных эмоций, что создает в песне особое надмирное спокойствие.

– Жива ли древняя песенная традиция сегодня?
– Мы можем судить об этом только по фольклорным записям. В них, конечно, представлена традиция XIX века, и не ранее того, поскольку традиция не бывает застывшей. Даже в тех случаях, когда люди настроены консервативно и говорят, что поют точно так же, как пели их прадеды – это не совсем верно. Меняется историческая ситуация, сам воздух времени становится другим, и люди уже не могут петь по-прежнему, в старой манере. Навсегда остаться в прошлом не возможно. С этой точки зрения интересно сравнить записи, сделанные до революции и после неё. Голоса звучат по-разному. Это связано с тем, что до революции у людей было иное внутреннее состояние, а после всех страшных событий в голосах появляется какой-то новый, не свойственный более ранним записям, надрыв.

– Где в Москве можно послушать духовные стихи?
– Сейчас духовные стихи входят в репертуар практически всех народных ансамблей этнографического направления. Среди исполнителей могу назвать ансамбли «Казачий круг», «Ансамбль Покровского», «Дербеневка», «Веретёнце», «Сирин», «Узорика», а также солистов – Сергей Старостин, Андрей Котов, Дмитрий Парамонов, Таисия Краснопевцева, Варвара Котова. Конечно же, я назвала далеко не всех, заранее прошу прощения у тех, кого не перечислила. Я исполняю духовные стихи не только сольно, но и в составе ансамблей «Сирин» и «Узорика», а также дуэтом с Варварой Котовой. Также хочется упомянуть студию ансамбля «Сирин» при храме Св. Николая в Котельниках, это подворье Чешских земель и Словакии. Участники этой студии разучивают духовные стихи с артистами ансамбля «Сирин» и регулярно выступают с концертами.

Информационная справка:

Полина Терентьева – кандидат искусствоведения, автор ряда учебных программ для музыкального училища, в числе которых «История русской духовной музыки». Выполняет расшифровки и реконструкции древнерусских песнопений крюковой нотации. Выступает как исполнитель русских духовных стихов, некоторые из них звучат в сопровождении колёсной лиры и гуслей. Лауреат фестиваля «Серебряная псалтырь» (1 место в номинации «русский духовный стих», 2009 г.).

Анастасия Чернова

Поделиться

Комментирование закрыто