СВЯТОЙ ВЛАДИМИР ОСЕНИТ ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ

0

Памятник Крестителю Руси появится в столице осенью

Народный художник России академик Российской академии художеств Салават Щербаков

Народный художник России академик Российской академии художеств Салават Щербаков

Российское военно-историческое общество (РВИО) подвело итоги конкурса на лучший проект московского памятника святому благоверному князю Владимиру, тысячелетие преставления которого торжественно отмечается в нынешнем году. Лучшей признана работа народного художника России академика Российской академии художеств Салавата Щербакова.

Долго запрягали – быстро поехали

История с московским памятником святому равноапостольному князю Владимиру – классическая иллюстрация знаменитой пословицы о неторопливости нашего народа и обусловленной ею высокой скорости передвижения, при помощи которой приходится наверстывать упущенное. Официально с идеей памятника РВИО выступило полтора года назад. Прошлой весной представители Церкви и государства очертили круг адресов, по которым разумно было бы проработать возможность размещения памятника. Первая из упомянутых сторон называла Лубянскую площадь и Воробьевы горы, вторая склонялась к последнему варианту, не исключая также Поклонную гору и площадь Европы у Киевского вокзала.

Казалось бы, следовало, засучив рукава, подыскивать конкретную точку. Но время шло, и острый цейтнот, в который «въезжали» помимо своей воли скульпторы – предполагаемые авторы – заставила 25 декабря прошлого года ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова) на специально созванном брифинге резко отозваться об устроенной государственными органами волоките: «Меня удивляет позиция Министерства культуры. О намерении поставить памятник давно известно, но все разговоры о конкурсе проектов разговорами и остаются».

После этого бюрократическое колесо чудесным образом пришло в движение. В середине февраля высокое жюри назвало победителя закрытого конкурса проектов, собравшего шестерку участников – корифеев скульптурного ремесла. Коллег-соперников Андрея Ковальчука, Александра Рукавишникова, Владимира Суровцева, Николая Сидорова и Андрея Коробцова опередил народный художник РФ Салават Щербаков.

В гармонии с русским привольем

Слишком уж широкой трактовкой образа великого князя – Крестителя Руси – представленные проекты не отличались. Святой Владимир представал в них либо осеняющим наш град крестом равноапостольным просветителем, либо восседающим на коне торжествующим владыкой. Слегка выбивалась из общего ряда рукавишниковская работа, где невысокая позолоченная фигура князя располагалась на Воробьевской набережной у одноименной речной пристани в окружении сокрушаемых языческих идолов.

ed1Победившим же проектом размещение бронзовой статуи предполагается по оси смотровой площадки. «Такое условие городские власти выдали нам после кропотливого изучения геологической ситуации на участке склона от храма Троицы Живоначальной в Воробьеве до лыжного трамплина, – объясняет Салават Щербаков. – Эта местность представляет собой консервативный оползень, поэтому слишком массивную фигуру размещать нежелательно. Кроме того, главное событие, о котором напоминает памятник, – все же сам факт Крещения Руси».

Общая высота монумента составит 25 метров. Фигура самого святого расположится 8-метровом постаменте. Даже компьютерного моделирования достаточно, чтобы оценить гармонию образа благоверного князя с наполненным воздухом простором Воробьевых гор. Креститель Руси словно пришел с юго-западных пределов страны и остановился на крутом речном обрыве…

Дело на 100 миллионов

– Внешний облик великого князя мы определяли по его традиционной иконографии, – объясняет автор проекта. – Как правило, святой Владимир изображается в короне либо в княжеской шапке (реже – в царской Шапке Мономаха), в княжеском наплечнике и в застегнутой набок мантии. В правой руке у него крест, в левой он держит меч. Мы представили святого умудренным годами мужем, для которого в числе безусловных приоритетов – христианское просвещение подданных и защита своей страны, охрана ее рубежей.

В трех рельефных изображениях на постаменте эти темы также доминируют. Первый из них посвящен личному крещению князя в Херсонесе Таврическом. Второй – Крещению Руси в днепровских водах, которому «аккомпанируют» символические профили великих православных соборов следующих столетий: Успенского в Московском Кремле, Псковского кафедрального, Храма Христа Спасителя… Третий – сонму святых русских правителей – преемников Крестителя: Димитрию Донскому, Александру Невскому, Андрею Боголюбскому, Николаю II. Внизу же, на окружающем постамент цоколе, будут показаны мирные сцены народной жизни до Крещения Руси.

Самый живописный вид на памятник откроется снизу, с Москвы-реки и от Третьего Транспортного кольца. Подходящие к нему с боковых сторон или от здания МГУ смогут спуститься от смотровой площадки к подножию монумента по динамично сбегающим лестничным маршам. Примерная смета только монументальных работ, без учета благоустройства территории, достигает 100 миллионов рублей, и РВИО уже объявило общенародный сбор средств. Впрочем, до благоустройства еще далеко. Творческая группа поставлена в жесточайшие временные рамки! Обычно на изготовление работы подобного масштаба уходит год, памятник же святому Владимира намечается открыть уже осенью – на День города или ко Дню народного единства. «Так что прохлаждаться нам некогда, – резюмирует Щербаков. – Сейчас закончим полномасштабную гипсовую копию, изготовим формы и примемся за отливку».

Дмитрий АНОХИН

Фото Владимира ХОДАКОВА

Справка. Салават Щербаков родился в 1955г. в Москве. Работает в жанре монументальной и станковой скульптуры классического реалистичного стиля. Среди главных московских работ последних лет – памятники Александру I (2014), сщмч. Патриарху Гермогену (2013), Петру Столыпину (2012), С.П. Королеву (2008).

Поделиться

Комментирование закрыто