ТАЙНА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ И КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ

0

Человеку всегда было тесно в обыденных рамках. С доисторических времён он наблюдает звезды в небе, карабкается на горные вершины, пускается вплавь по водам и погружается в глубины земли. Он беспокоен – ищет богов на Олимпе, затонувшую Атлантиду, философский Абсолют, «братьев по разуму» в космической бездне. Он ищет тайн. Тайн великих, вопросов неразрешимых, загадок неописуемых. Чем больше тайна, чем меньше шансов её разрешить – тем она драгоценнее. И вот – океаны изучены, горы покорены, шахты прокопаны, а звезды… звезды всё так же недоступны. Вчерашние тайны стали даже не загадками, а так – побасенками, анекдотами. «Есть ли жизнь на Марсе? – Тоже нет».

К сожалению, и тайна божественной любви разделила общую участь, став своего рода формулой вежливости. Утверждение «Бог есть любовь» встречается нам и в пастырской проповеди, и в новостной строке, и в околонаучной публицистике, и в частной переписке. Чаще в одном и том же статусе: красивой, глубокомысленной и как будто бы интуитивно понятной фразы. Афоризм, с которым проще согласиться, чем в нем разобраться. Ведь это сплошные богословские сложности, а мы ни в жизнь «божественной любви» не видели, и совершенно ничего о ней не знаем.

РАСПЯТИЕ СПАСИТЕЛЯ – СЛИШКОМ СИЛЬНЫЙ ВЫЗОВ ВСЕМУ, ЧТО МЫ ЗНАЕМ И ПОНИМАЕМ О ЖИЗНИ: ЛОГИКЕ, ОПЫТУ, ЭСТЕТИКЕ, ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ.

По-человечески с этим тезисом сложно не согласиться. Течение нашей повседневности редко нарушается событиями, которые можно связать с явным проявлением любовного действия божества. Более того, если вдруг и происходит с нами нечто выходящее из ряда вон, думаем мы при этом исключительно знаками препинания, и отнюдь не о любви. Тем удивительнее, что на этом фоне из года в год нас настигает праздник Воздвижения Креста Господня – событие, являющее нам тайну божественной любви, причем самым что ни на есть доходчивым образом.

Доказать любовь можно только действием. Ради любимых мы то совершаем подвиги, то вытворяем глупости; бывает, что и правила нарушаем – а становясь свидетелями чудачеств других влюбленных, к увиденному относимся с пониманием. А Боговоплощение, евангельская проповедь и последовавшее затем распятие – разве это не подвиг, разве не нарушение всех мыслимых правил?! Ум не вмещает, сколько ересей возникло из попыток мудрейших ученых древнего мира осмыслить, объяснить себе добровольную смерть вечного Бога; не зря, по словам апостола Павла, для иудеев идея Креста была соблазном, а для эллинов – безумием (1 Кор. 1:23).

Распятие Спасителя – слишком сильный вызов всему, что мы знаем и понимаем о жизни: логике, опыту, эстетике, здравому смыслу. Но в отношениях с Богом всегда так. Когда человек напрягает все силы, тщетно пытаясь найти ответ, его усилие не пропадает втуне. Ведь, видя стремление дотянуться до Него, Бог Сам выходит к нему навстречу. Так было с равноапостольной царицей Еленой, отправившейся в разорённую многими войнами Палестину на поиски давно утраченного деревянного креста; так будет и с нами, если мы возьмем на себя труд не поддаваться общему безразлично-циничному настроению, и проживем, прочувствуем Крестовоздвижение как подлинный «праздник со слезами на глазах». Великая тайна божественной любви, как воды иорданские, омывает, очищает, обновляет всякого человека, соприкасающегося с ней; прислушайтесь к себе – если душа настойчиво требует тайны, нет повода не прийти на праздничную службу.

Андрей Чагинский

ОТСЛЕЖИВАТЬ СОБЫТИЯ ЛЕГКО В TELEGRAM И ВКОНТАКТЕ.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Мы очень просим вас поддержать работу сайта газеты «Православная Москва». Пожертвование можно перевести на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060

ДЛЯ ЗАКАЗА ТРЕБ ОНЛАЙН НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Поделиться

Комментирование закрыто