ВОЙНА ШАТРОВ ПО-БАБУШКИНСКИ

0

Кто и почему препятствует возведению храма по Осташковскому проезду

Неделю не стихали страсти в Лосиноостровском районе столицы. Ареной ожесточенного противостояния стали 20 соток периферийного участка парка «Торфянка» напротив 4-го домовладения в скромном Осташковском проезде. Против незаконного, по их мнению, возведения временного храма во имя святителя Макария Московского на площадке патриаршего подворья – будущей церкви в честь Казанской иконы Божией Матери – неожиданно агрессивно выступили часть местных жителей и представители некоторых политических партий. Исполняющая функции заказчика стройки приходская организация для защиты площадки пригласила активистов молодежного общественного движения «Сорок сороков». Обе стороны разбили шатры и круглосуточно охраняли позиции, бдительно поглядывая в сторону оппонентов. В причинах острого конфликта и в возможных путях его разрешения на месте событий разбирался корреспондент «Православной Москвы».

Не запрещено – значит, разрешено

Незадолго до революции обитатели тогдашней Лосинки самостоятельно поставили Казанский храм на месте нынешней аптеки по ул. Коминтерна. Увы, простоять ему было суждено всего 12 лет – до 1928 года, когда его снесла советская власть. При обсуждении Генерального плана Москвы в 2010 году три сотни жителей городского района «Лосиный Остров» попросили столичное правительство построить новый храм. В 2012 году количество обращений к новому мэру Сергею Собянину возросло на порядок. И на следующий год высший исполнительный орган городской власти выпускает постановление № 280 «Об утверждении проекта планировки части территории объекта природного комплекса № 65 Северо-Восточного административного округа города Москвы «Парк на Изумрудной ул.» по адресу Осташковский проезд, вл. 4».

Следует пояснить, почему распорядительный документ назван так сложно и громоздко. Дело в том, что под размещение будущего храма власти отвели периферийный кусочек парка «Торфянка» (примыкающего к ул. Летчика Бабушкина северо-западного участка того самого Парка на Изумрудной). Эти 6,3 гектара относятся к природному комплексу столицы, и упомянутым постановлением из них выделялись отведенные под строительство храма 20 соток – около трех процентов территории. При этом, заметим, сам Казанский храм на 300 прихожан займет всего 1162 кв. м.

Ничего противозаконного в таком подходе нет. Ограниченный тремя пешеходными дорожками и примыкающий, как уже говорилось, к Осташковскому проезду, предназначенный под Казанский храм закуток продолжал оставаться в составе природного комплекса Северо-Восточного округа – только получал собственный номер 65а с немного измененным режимом использования. Религиозно-культовые объекты по российскому законодательству относятся к социальным, и их размещать на территориях общего пользования (даже озелененных, если те не состоят в статусе особо охраняемых – говоря проще, не являются заповедниками, национальными парками или заказниками) Градостроительный кодекс РФ не запрещает. Равно как больницы, дома культуры и стадионы. Разумеется, при условии соблюдения норм компенсационного озеленения. Оно и было предусмотрено прошедшим 16 января 2012 года процедуру публичных слушаний и собравшим все необходимые положительные заключения проектом – благо, восемь с лишним соток свободной земли остаются. Они по-прежнему считаются общегородскими – а значит, в равной доле принадлежат всем москвичам, всем россиянам без различия их пола, социального статуса, вероисповедания и т.д.

Участок по Осташковскому шоссе был включен в общегородскую Программу строительства новых православных храмов. На основании утвержденного Мосгосэкспертизой проекта столичное Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) открыло действующий до 3 сентября ордер на производство работ всех видов по возведению временного бревенчатого храма во имя святителя Макария, митрополита Московского площадью всего 70 кв. м. И тут началось…

Июньское обострение

«В четверг 18 июня, когда представители подрядчика – фирмы «Техно-Стандарт» – вышли на площадку, чтобы подготовить место под легкий фундамент временного храма, их встретили агрессивно настроенные оппоненты явно экстремистского толка, – говорит возглавляющий приход Патриаршего подворья клирик Покровского храма в Медведкове священник Олег Шалимов. – Они заблокировали проезд к месту строительства, разбили там шатер и принялись оскорблять рабочих. Брань в свой адрес я еще выдержал, но вскоре понеслась нецензурщина по отношению к Церкви и к Святейшему Патриарху. Выставив вперед женщин и нетрезвых мужчин, провокаторы попытались снести сетчатый забор и захватить стройплощадку.

Чтобы не допустить прямого столкновения, приходская организация пригласила для защиты активистов молодежного православного движения «Сорок сороков». Они разбили на площадке свой шатер и выступили красноречивым фактором сдерживания».
– Мы дежурим круглосуточно, – рассказывает на месте событий корреспонденту «Православной Москвы» доброволец Дмитрий Туголуков. – Сегодня ночью двое нетрезвых людей опять попытались повалить забор. С противоположной стороны постоянно доносятся угрозы и оскорбления. Протестующие не дали подъехать ассенизаторской машине, которая должна была заменить строителям биотуалет. Разбили водителю зеркало заднего вида и сломали стеклоочиститель, после чего мужчина вынужден был ретироваться. И это все – под нескончаемую демагогию об охране природы и защите зеленых легких столицы! Кстати, «протестанты» на месте строительного проезда воткнули в землю несколько саженцев деревьев, чтобы, по их мнению, обвинить строителей в их гибели – так они сами собой засохли. Хорошенькие радетели экологии!

Пока мы беседовали с Туголуковым, на стройплощадку по жалобе недовольных подготовкой к стройке прибыли проверяющие – представители Бабушкинской межрайонной прокуратуры и ОАТИ. Изучили документы, пожали плечами – все бумаги на месте – и отбыли. Все это время строители продолжали готовить песчаный участок под фундамент вручную, при помощи старых добрых носилок.

Контраргументы

Чего, собственно, добиваются несогласные? Я пересек невидимую «передовую» и вошел под сень противоположного шатра. Общий настрой следующий. «Торфянка» – единственный благоустроенный оазис в районе, не считая Бабушкинского парка культуры и отдыха (но последний, в первую очередь, учреждение увеселительное, с множеством сомнительных точек общепита, а здесь массив рекреационный, где можно в тишине подышать свежим воздухом). «Посмотрите, тут ежедневно в любую погоду спокойно гуляют мамы с детьми. Летом велосипеды, зимой лыжи. Никакими шашлыками не воняет. А построят церковь – неминуемо пропишутся наркоманы со шприцами, поставят общественные туалеты, разведут вонь», – выдает убойные аргументы Наталья с Изумрудной улицы. «А в перспективе и вся территория «Торфянки» окажется под застройкой, Церковь уже сейчас имеет право взять ее в аренду», – творчески развивает мысль землячки Ринат с Напрудной улицы.

Интересуюсь, откуда такое своеобычное представление о результатах приходской деятельности в современном мегаполисе. В ответ – невнятные рассуждения о том, что где-то кто-то когда-то видел попрошаек у паперти и очень сильно на них жаловался. «Но ведь в том, что здесь не будет ни дома причта, ни иной застройки, легко убедиться, бросив взгляд на проект, – удивляюсь я. – Если вы увидите, что вырастет только храмовое здание, это решит проблему?»

В ответ – категоричное «нет». Несогласные вообще против возведения любого здания под их окнами – хоть школы, хоть детсада. «Мы за храм, но только стройте его где-нибудь в другой точке – на месте автозаправки или закрывшейся зеркальной фабрики неподалеку», – подводит черту Наталья.

Позиция ясна и, к сожалению, не нова. Увы, это ни что иное, как смесь невежественного эгоизма с дремучей наивностью. Любой, хоть раз в жизни сталкивавшийся с подготовкой проекта планировки, подтвердит: при внешней просторности Москвы свободных участков в ней практически не осталось. А перенос площадки «на АЗС или на фабрику» приведет как минимум к необходимости утверждения и согласования проекта по новой. И потом. Не знаю, по какой причине ведутся рассуждения о возможности аренды «Торфянки», но пока ее территория находится в муниципальной собственности. Жители, будь они хоть трижды коренными, ее не купили. По какой же причине отказывать другим лосиноостровцам – тем, которые за храм?

– Тут можно увидеть представителей языческих верований, уверяющих, что все эти деревья насадила высшая сила. Но это не совсем так: я родилась на Тайнинской улице и прекрасно помню, как сначала на территории нынешнего парка стояли жилые дома, а потом разбивались дачи, – говорит Ольга Кабанова, живущая сейчас на Изумрудной улице – Это было еще в черте города Бабушкина. А храм нам на самом деле нужен: в действующих церквах даже стоять трудно, не то что молиться!

Покрасневшие «зеленые»

Резон в этих словах очень большой. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно познакомиться с опубликованными в нашем издании (см. 3-й номер газеты за 2015г.) результатами редакционного исследования «Программа–200: взгляд за горизонт». Станет ясно: территория Северо-Восточного викариатства достаточно парадоксальна с точки зрения насыщенности православными храмами. Сейчас их плотность – 2,25 на тысячу гектаров – на первый взгляд максимальна по городу. Но с учетом всего лишь 13 новостроек после реализации программы этот показатель уже становится весьма средним. А вот если проанализировать взвешенную комфортность для прихожан, учитывающую, кроме транспортной доступности, еще и людскую нагрузку на общину, северо-восток вообще оказывается на предпоследнем месте, опережая лишь Зеленоградское благочиние Северо-Западного викариатства. Причины просты: это густонаселенный округ, а храмы тут в основном небольшие.

– В сложившейся ситуации я не вижу иной перспективы, как продолжать разъяснительную работу среди жителей, объяснять им, что мы не можем просто так взять и уйти на другую точку, – считает отец Олег. – В любом случае не приход выбрал это место: его нам указала городская власть.

Тут  бы как раз и высказаться представителям этой самой власти. Увы, ни из префектуры, ни из районной управы за все время конфликта никто на стройплощадке так и не появился. Как известно, природа пустоты не терпит, поэтому движение несогласных быстро возглавили оппозиционные партии. Особенно бурную деятельность развил депутат Госдумы от фракции КПРФ Александр Потапов, на одном из сайтов внешне природоохранной направленности выступающий с пламенным воззванием к лосиноостровцам определить, «жить им с парком или без». Правда, идущие вслед за этим титры с орлиными профилями Ленина, Че Гевары и неувядаемого Фиделя заставляют усомниться в экологичности первостепенных целей «борцов за народное благо». По крайней мере, когда коммунисты в очередной раз заведут излюбленную песню про вечные ценности, напомните им, православные, про депутата Потапова, видимо, никак не относящего к таковым ценностям православную веру русского народа. А уж после опубликованной на том же сайте заметки о том, что православный храм – это «бомжи, попрошайки и цыгане», сомнений в «зеленой» окраске протеста становится еще больше. Не другой ли колер стыдливо кроется внутри?

Обратная сторона «публички»

И все-таки: есть ли здравое зерно в рассуждениях оппонентов? Ведь не могут же москвичи так слепо вестись на откровенную провокацию! Зерно есть. Но генезис его – отнюдь не в действиях Казанского прихода и тем более администрации Программы строительства новых православных храмов.

В ответе упомянутой Бабушкинской прокуратуры на депутатский запрос лидера всероссийской партии «Яблоко» Сергея Митрохина говорится о нарушенном порядке информирования лосиноостровцев о тех самых публичных слушаниях, состоявшихся в 2012 году. Этот документ воодушевил противников храма оспорить результат слушаний в Бабушкинском суде. Процесс истцы проиграли, но апелляционная инстанция отменила это решение, что, возможно, и побудило несогласных с любым, даже самым безобидным, строительством к открытому протесту. Но не следует пренебрегать важнейшим нюансом: Мосгорсуд отнюдь не оспорил результаты «публички»! Он всего лишь не исключил возможность административных нарушений со стороны местной власти, которая обязана была соблюсти множество формальных регламентов при подготовке и проведении публичных слушаний. Огромная кипа согласованных проектных документов, в том числе и открытый ордер на производство работ, от этого не потеряла в своей легальности ни малейшей доли. А с учетом того, что бревенчатые срубы вообще-то возводятся в летний сезон, станет понятна головная боль приходской организации, уже терпящей колоссальные убытки из-за простоя подрядчиков.

Кстати, отец Олег Шалимов направил в местный отдел внутренних дел официальное заявление о незаконном пикете, расположенном на подъездных путях к стройплощадке. Противники стройки не остались в долгу и подготовили новое исковое заявление об отмене результатов публичных слушаний. В этой взрывоопасной ситуации на фоне красноречивого молчания местной власти весомо прозвучал голос Святейшего Патриарха Кирилла, призвавшего представителей обеих конфликтующих сторон прекратить «войну шатров» и дождаться решения третьей власти (мы приводим его ниже).

«Православная Москва» следит за развитием ситуации в Осташковском проезде и проинформирует читателей о ее развитии.

Дмитрий АНОХИН
Фото автора

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с ситуацией вокруг строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Осташковском проезде г. Москвы
Узнав о нарастающей напряженности вокруг проекта строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Осташковском проезде, прошу всех — и сторонников, и противников постройки храма в этом месте — к отказу от конфронтации и к мирному, цивилизованному урегулированию всех противоречий.

Знаю, что храм в Лосиноостровском районе Москвы очень нужен многим местным жителям, которых поддерживает православная общественность. Благодарен за эту поддержку — в случаях, когда она оказывается мирным и законным образом.

Знаю и то, что некоторые живущие в районе люди, также при поддержке общественных организаций, высказывают возражения против проекта, в том числе оспаривая результаты общественных слушаний по проекту строительства храма в данном месте. В настоящее время, после отказа в соответствующем иске на уровне Бабушкинского районного суда, вопрос рассматривался Московским городским судом, ожидаются новые судебные решения.

В этих условиях полагал бы правильным дождаться судебного решения. Призываю православных верующих в эти дни не приходить на предполагаемое место строительства храма, чтобы избежать провокаций, а тем более – столкновений с противниками строительства храма. Для мирного разрешения ситуации прошу противников возведения храма также покинуть упомянутое место. Надеюсь, что все существующие разногласия будут преодолены в правовом поле.

Поделиться

Комментирование закрыто