ХУДОЖНИКИ РИСУЮТ НЕБО И ПАМЯТЬ

0

Сербские передвижники связали Вознесение с днем защиты Отечества

Как любил говорить ученикам великий русский художник Иван Билибин, на свете существует лишь два типа искусства – то, которое разрушает душу, и то, которое ее созидает. Лучшие работы участников международной выставки «Вознесение Господне – день защиты Отечества» душу зрителя, безусловно, созидают. Организовала мероприятие сербская художественная колония «Колут Мандич», за два последних года представившая работы в 15 городах этой балканской страны.

Александр Звягин, Россия. Мост

На открытии одной из передвижных выставок побывали подмосковные живописцы: маститый автор Наталия Баженова и молодая художница Анна Ремыга. Их работы убедительно доказывают: в эпоху всемирного раздрая, кризиса традиционных ценностей и триумфа сомнительных новаций именно православная вера становится тем оплотом, вокруг которого можно объединить усилия, чтобы творчески состояться и оставить достойный след в истории отечественной, да и всей мировой культуры.

Казалось бы, что общего между готовым взлететь мужским телом, трогательной мордой лошади, суетливыми поисками кота, напряженными ночными муками бессонницы, задумчивым женским лицом на фоне бескрайнего небосклона? Но не случайно, словно напоминание о вечном, иконные лики вновь и вновь проступают сквозь клокочущую плазму времени. Острота крестных мук Христа, строгий образ святителя Николая Чудотворца, одухотворенный лик Спасителя на белом текущем фоне, монастырские колокольни на заднем плане, бредущая по бескрайним полям и горам Богородица с Младенцем… Крест на небе – и крест в памяти, в истории каждого из славянских народов. Не только на уровне сюжета, но и на уровне цвета и света идет борьба в этих полотнах. Грязно-серое воплощает беспамятство и равнодушие, ему противостоят белое и алое – цвета чистоты, бескорыстия и крови, которою мы часто платим за наши победы.

Тема Вознесения стала центральной во многих работах – потому так важен в них мотив чистого синего или пронзительно-голубого неба (излюбленный цвет наших иконописцев) и золотого солнечного сияния, окружающего на иконах лики святых. «Уж сколько их упало в эту бездну…» – с тоской воскликнула сто лет назад Марина Цветаева. Но герои картин славянских художников противопоставляют бездне Небо православной веры.

Не случайно даже в бытовом натюрморте на деревянной доске проступающее вполне современное мужское лицо в шлеме (шахтерском или военном?) неожиданно рифмуется с героическими ликами воинов-подвижников далекого прошлого. Да и детали трапезы несут здесь второй, ­христианский смысл: рядом с искусительно-аппетитным яблоком – недопитое вино в прозрачном бокале и небрежно брошенный ломоть хлеба. Так тема выбора между давним орудием греха и одним из спасительных таинств – причастием – спрятана художником в простодушном на первый взгляд натюрморте.

Лола Звонарева
Опубликовано: №11 (624) июнь, 2017 г.

СПРАВКА

Лола Звонарева
Российский литературовед, критик, историк, искусствовед, член творческих союзов и международных конгрессов, приглашаемый профессор, главный редактор альманаха «Литературные знакомства», доктор исторических наук. Особые приоритеты: налаживание международных связей в русскоязычной среде, детская литература, развитие личности через творчество.

Поделиться

Комментирование закрыто