ЗВЕЗДЫ ВОСЬМОГО ДНЯ

0

Азбука церковного зодчества
Расшифровываем тайнопись Покровской церкви Марфо-Мариинской обители

Продолжая расшифровывать не вполне обычные, а местами и загадочные символы в декоре столичных храмов, сегодня мы отправляемся в Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Ее соборный Покровский храм построен в 1912 году по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева на участке бывшей купеческой усадьбы по Большой Ордынке.

ГЛАВНЫЙ КРЕСТ
цифра восемь (1)

glkrest

Центральная часть креста представляет собой пластину в форме восьмерки. Вокруг пластины на своеобразной орбите расположились восемь звезд. Символика этого числа отсылает нас к началу Книги Бытия, где описывается, как Бог сотворил мир за шесть дней, а в седьмой день почил от Своих дел. В одном из древнейших письменных христианских источников – Послании Варнавы – в этом контексте говорится о грядущем «восьмом дне». Автор Послания считал, что каждый «день», описываемый в Книге Бытия, обозначает не сутки, а период в тысячу лет. «Восьмой день» – это бесконечная эра Царства Божия, которая наступит после конца сотворенного за семь дней мира: Смотрите, как Он говорит: …положив конец всему, сделаю начало дню восьмому, или начало другому миру (Послание ап. Варнавы, 15).

Именно восемь человек спаслись в ковчеге во время Всемирного потопа. У апостола Петра это событие также становится прообразом конца света и начала Царства Божия: …не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых (2 Пет. 2, 5).

череп под крестом (2)
Под крестом центральной пластины просматриваются маленькие череп и кость. Они указывают на предание о главе Адама. Василий Великий пишет: «Есть сказание, сохранившееся в Церкви по неписаной памяти, будто бы Иудея… первая приняла и мертвого человека, когда над Адамом исполнилось осуждение. Жившим тогда показалось новым это зрелище – головная кость, на которой распалась плоть, и они, положив череп на том месте, назвали его лобным местом. Почему Господь, изыскав начатки смерти человеческой, приял страдание на так называемом лобном месте, чтобы там же, где тление людей положило начало, началась жизнь Царствия и чтобы смерть как стала сильной во Адаме, так обессилела в смерти Христовой» (Св. Василий Великий. Толкование на пророка Исаию).

Изображение главы Адама под распятием как бы иллюстрируют слова апостола Павла: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба» (1 Кор. 15, 22, 47).

БАРЕЛЬЕФ СЕВЕРНОЙ СТЕНЫ:
тайнопись (3)

0hv_9538

Окружающие крест буквы – пример христианской криптографии (зашифрованных фраз, обозначаемых только первыми буквами). Верхние четыре буквы «НИКА» совпадают с греческим словом «побеждает». Кроме того, существует другой вариант их расшифровки: «На кресте Искупил Кровию Адама». Далее идут имя Иисуса Христа и криптограмма «ГГ» – «Гора Голгофа». Самая нижняя пара букв «ГА» расшифровывается как «Глава Адамова». Интересно, что на изображениях распятия XVII века можно встретить и гораздо более сложные криптограммы, например  «ДПДНЯПЦВНП» – «Днесь Превелие Древо Нам Явися Понеже Царь Вечный На нем Пригвоздися».

КРЕСТ ПРИДЕЛА:
копье, губка и гвозди (4)

krest_predela
С левой стороны от креста изображено копье, а с правой – губка на трости. На концах горизонтальной перекладины будто вбиты гвозди. Таким образом в орнамент креста вплетены орудия Страданий Спасителя. Губку с уксусом подавали солдаты, когда Христос просил пить, а копьем римский сотник пробил ребра Христа, чтобы удостовериться в Его кончине. По преданию, этот воин впоследствии стал христианином и известен в Церкви как святой Лонгин: А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить… Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк. 15, 36, 39).

simvolika

БАРЕЛЬЕФ НАД ЗАПАДНЫМ ВХОДОМ:
дверь спасения (5)

zapad_vxod
Над ликом Спасителя видна надпись на церковнославянском языке: «Аз есмь дверь, мною аще кто внидет – спасется». Это цитата из Евангелия о ложных пророках: Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник… Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется  (Ин. 10, 1, 9).

Слева и справа от лика Спасителя в похожих на водоросли растительных узорах спрятались альфа и омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. В Апокалипсисе это одно из имен Христа: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами (Откр. 22, 13–14).

Moscow. USSR. Alexei Shchusev, academician and architect. Photo TASS / Vladimir Savostyanov Москва. Академик АН СССР, архитектор Алексей Викторович Щусев. Фото Владимира Савостьянова /Фотохроника ТАСС/

Досье:
Алексей Щусев – одна из самых важных и противоречивых фигур в архитектуре ХХ века. Будучи автором Мавзолея Ленина и Казанского вокзала, до революции он построил Троицкий собор Почаевской лавры, Никольскую церковь в Бари, храм Прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле и ряд других церквей. Последним произведением Щусева считают надгробие над могилой Патриарха Сергия.

Антон Саков

Опубликовано: №16 (605) сентябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто