АНГЕЛЫ И ДЖИНСЫ: ПРЕОБРАЖЕНИЕ ОБЛИКА

0

Об иконографии Небесных Сил бесплотных рассказывает руководитель Иконописной школы МДА архимандрит Лука (Головков)

Молясь перед иконой, человек обращается к тому, кто на ней изображен. Внешний облик Лиц Святой Троицы, Божией Матери, святых художниками обычно передается так, как он запечатлен в церковном Предании либо в свидетельствах очевидцев. Однако присутствуют на иконах и ангельские чины, не имеющие телесного воплощения. Какими принципами руководствуются иконописцы при их создании?

– Чем руководствуются современные иконописцы, изображая Небесные Силы, которые по определению нематериальны?
– Вообще, изобразимо все видимое. Ангельские Силы изображают согласно пророческим видениям.

Херувим

Херувим

– Каково древнейшее изображение Ангелов?
– Древнейшие изображения Архангелов встречаются уже в III–IV веке, например, в сюжете «Благовещение». Конечно, иконография к этому времени еще не сформировалась, Ангелы там без нимбов и крыльев. Влияло то, что было время гонений. Но уже на рубеже IV–V веков складывается иконописный облик Ангелов. Они предстоят в хитоне и гиматии, со слухами (торочками), подвязывающими волосы, в сандалиях. Иконография со временем обогащалась. От VI века сохранилось изображение Архангелов Михаила и Гавриила в дорогих придворных одеждах как ближних слуг Небесного Царя. Позже, с XIV века, начинает встречаться изображение Архангела Михаила в доспехах – воина, Небесного воеводы.

В Византии встречаются изображения еще двух из семи Архангелов – Рафаила и Уриила. Кроме того, изображали другие ангельские Силы: Ангелов Господних, Престолы, Херувимов, Серафимов. Иногда они присутствуют в композиции какого-то священного сюжета, иногда – в сонме, окружающем Господа.

Белый Ангел - Сербия

Белый Ангел — Сербия

– Ангельских чинов, по учению Церкви, девять. Каковы особенности изображения каждого чина?
– Дело в том, что все ангельские чины крайне редко изображаются и их иконография для меня, по крайней мере, до конца не выяснена. Есть рад изображений девяти ангельских чинов XVI–XIX веков, когда они окружают Господа. Чаще всего можно увидеть семь Архангелов, Ангелов в облике крылатых юношей. Лик, окруженный четырьмя или шестью крылами (реже – двумя), – традиционное изображение Херувимов и Серафимов. Внешне они часто не различимы, а о том, какой именно это ангельский чин, свидетельствует только подпись. Серафимы могут быть красноватыми – огненными. У Херувимов есть особенность – они иногда изображаются «многоочитыми» (ср. Быт. 3, 24), как сказано о них в Священном Писании. Кроме того, на Православном Востоке бытовало изображение Херувимов как тетраморфов – четырехглавых существ. Одна голова, с человеческим лицом, обращена к молящимся, три другие, подобные главам тельца, орла и льва, смотрят каждая в свою сторону: влево, вправо и вверх. Это символизирует, что Херувимы готовы служить Господу всем своим существом – глядеть во все глаза и действовать во все стороны. Такие изображения появляются начиная с VI века, например, в знаменитом Евангелии Раввулы, где у подножия возносящегося на небо Господа изображен такой тетраморф-Херувим, сопровождающий Его. Подобные изображения очень редки, встречаются у греков, на Балканах, в Грузии, но в русской иконописной традиции я таких изображений не видел.

Порой на иконе можно видеть подобие колеса с крыльями, покрытого глазами. Это традиционная иконография Престолов. Таких изображений также крайне мало, одно из первых – в уже упоминавшемся Евангелии Раввулы. В русской иконописи Престолы присутствуют на иконе «Спас в Силах» около подножия трона, на котором почивает Бог.

Преподобный Макарий Великий Египетский

Преподобный Макарий Великий Египетский

– В какое время появляются изображения Ангелов, Архангелов по отдельности?
– Одно из первых изображений собственно Ангелов имеется на мозаиках храма святого Георгия в Солуни. Это рубеж IV–V веков. Мозаика сохранилась частично, но все равно хорошо видно, что там Ангелы изображены не группой, а по отдельности, распределены вокруг утраченного изображения Христа Спасителя.

Отдельно предстоящие Архангелы Михаил и Гавриил изображаются уже в VI веке в мозаиках Равенны, присутствуют в деисусном чине, по крайней мере, с XI–XII веков. Их изображения имеются и в минологиях X–XII веков – изобразительных сборниках, сопровождающих крат­кие жития святых.

135_dionisiat

Если говорить об отдельных моленных иконах Архангела Михаила, то уже с конца XIII века – это характерное явление. Такая икона, например, имеется в Третьяковской галерее. Нередко образ Архангела Михаила окружен клеймами, иллюстрирующими его участие в жизни Церкви Земной и Небесной. Для позднего Средневековья это очень характерное явление. В Средневековье появляется икона Собора Архангела Михаила. Начиная с XIII века, таких изображений имеется целый ряд.

– На храмовых фресках и в русской религиозной живописи XVIII – начала XX века нередко можно видеть упитанных младенцев c крылышками. Откуда к нам пришла эта традиция и насколько она канонична?
– Изображения эти, конечно, связаны с западным искусством, а оно обращалось к искусству раннехристианскому. В III веке в римских катакомбах встречаются изображения таких крылатых мальчиков и даже крылатых отроковиц. Эти изображения были заимствованы из античного искусства и в эпоху гонений говорили христианам о бестелесных небожителях. На Православном Востоке после Миланского эдикта подобные изображения исчезают. Только в эпоху Возрождения мальчики с крыльями вновь появляются в религиозной живописи Европы. Заимствованный с Запада живописный стиль в России становится модным в XVIII столетии, тогда же наши художники, а затем и иконописцы, начинают рассматривать таких крылатых младенцев как ангельский образ. Эта традиция, если сказать кратко, неканонична. Она связана не столько с христианством, сколько с античным миром.

2766695

– Из Священной истории известно, что Ангелы нередко являлись людям в человекообразном облике и их одежда, наверняка, соответствовала времени события. Почему нельзя рисовать Ангелов в современной одежде, в костюме или джинсах, например?
– Вообще икона надысторична. Мы не всегда изображаем даже и святых в тех одеждах, которые они носили в земной жизни. Даже Господь облачен на иконах в античную тунику, а совсем не в одеяние палестинского еврея I века. Поэтому когда Поленов в своей живописи пытался реконструировать события того времени, он несколько другие одежды одевал на Господа, чем те, что мы привыкли видеть на православных иконах и фресках.

warp27

Икона призвана отображать смысл, не всегда отображая реалистичную сторону событий. Кроме того, конечно же, важен знак, который не вызывал бы отрицательных эмоций. Ангел в современном костюме будет больше вызывать улыбку, чем благоговение. Важен сам знак присутствия небожителя, который помогает нам. Убежден, что к новациям вообще нужно относиться очень аккуратно.

xeruvim1

– Но, например, Архангел Михаил часто предстает в доспехах римского воина, с копьем и щитом. Хотя понятно, что он не имеет такого воинского снаряжения…
– Иконописное изображение одежд всегда условно. Даже если сравнивать архиерейские одежды митрополита Московского святителя Петра и его облик на иконах, то они не абсолютно тождественны. Было некое преображение одежды на иконе.

Вообще, изображение поздних одежд – одна из кардинальных проблем при изображении святых нового времени, особенно святых мужчин, мучеников, не принадлежавших к духовному сословию, поскольку гражданская одежда XX века не вполне органично, некрасиво смотрится на иконе. Нужно, чтобы святой был узнаваем, и историческая эпоха как-то отражалась в его одеждах, и чтобы это было просто красиво и в традиции. Это одна из сверхзадач для современных иконописцев.

Думаю, что, если возникнет необходимость изображения современного явления Ангелов в человекообразном облике, нужно будет попробовать ее решить, отразив и реалии, и в то же время сделать это эстетически приемлемо.

– Существует икона «Ангел Хранитель Москвы». Канонично ли это изображение? Может ли по аналогии быть написана икона любого города и вообще населенного пункта?
– Наверное, может. Сама иконография Ангела Хранителя появляется в позднем Средневековье. Известны иконы конца XVI века. Человек молится своему собственному Ангелу Хранителю, созерцая икону с подписью просто «Ангел Хранитель». Еще более поздними являются изображения «Ангела молитвы», несколько иная атрибутика в руках Архангелов.

144579_900

Самая старая известная мне икона «Ангел Хранитель Москвы» относится к 90-м годам XX века, была написана для Никольского храма на Маросейке. Было ли более ранее изображение – не знаю, но покойный отец Александр Куликов, возродивший храм на Маросейке, благословил такую икону написать. Я не вижу здесь повода для сомнений. Свои Ангелы Хранители, конечно же, есть у всех городов, и вполне можно написать икону Ангела Хранителя какого-то города. Что касается Москвы, то это город особенный, о нем как о столичном граде – особое попечение Божие. Надо молиться, чтобы Господь его хранил.

Ольга Маркелова

Мы очень просим вас поддержать работу сайта газеты «Православная Москва». Пожертвование можно перевести на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060
 
Поделиться

Комментирование закрыто