ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

0

Криптовалюта: инновация или демонизация?

Разные криптовалюты сегодня вызывают повышенное внимание не только специалистов в области финансовых отношений, но и простых людей. Особый интерес к криптовалютам заметен в молодежной среде.

Еще бы: это как будто новые деньги, не связанные с банками, не контролируемые ими. Возникают вроде бы без усилий и затрат майнера – пользователя ПК, который добывает «новые деньги» не трудом, а ниоткуда при помощи своего «друга» – компьютера. Добытые и накопленные биткойны и другие криптовалюты принимаются к оплате и могут обмениваться на настоящие доллары, евро, юани.

Это напоминает кризис физики вековой давности, связанный с «исчезновением» материи, успешно преодоленный новыми открытиями в области физики высоких энергий. Криптовалютный бум требует изучения и оценки – как с точки зрения научной теории, так и с морально-нравственных позиций христианского вероучения. Ведь именно молодые люди с неокрепшей психикой и несформировавшимся мировоззрением особенно озабочены дармовыми доходами.

КАК БУДТО НОВЫЕ ДЕНЬГИ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С БАНКАМИ, НЕ КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИМИ. ВОЗНИКАЮТ ВРОДЕ БЫ БЕЗ УСИЛИЙ И ЗАТРАТ

Следует отметить, что криптовалюта – не первая из известных форм квазиденег, это их новая цифровая форма.

Эволюция денежных форм происходила от полноценных золотых монет времен золотого стандарта (1867 г., Парижское соглашение, установившее всеобщее использование золота в качестве денег во внутреннем и международном оборотах) к бумажным деньгам, разменным на золото, а затем и неразменным, поддерживаемым авторитетом государства (1944 г., Бреттон-Вудское соглашение послевоенного валютного устройства с МВФ во главе мировой валютной системы и исключительной ролью доллара США, как мировой резервной валюты, – единственной национальной валюты, сохранявшей на тот момент размен на золото). Далее развитие привело к современным кредитным деньгам, утратившим связь с золотом (1976 г., Ямайское соглашение о реформировании мировой валютной системы на новой, уже не золотой, а фактически на мультивалютной основе) и эмитируемым центральным банком (банкнотная эмиссия) и банковской системой под контролем центрального банка (кредитная эмиссия) и, наконец, – к  новым денежным формам безналичного оборота, практически вообще утратившим связь с каким-либо материальным носителем, – депозитные деньги, пластиковые карты, электронные кошельки, интернет-банкинг.

На глобальном же уровне запускается соответствующий дематериализованным денежным формам «долговой двигатель» – бесконечное, постоянное наращивание долгов частных лиц и государств. Идеология «общества потребления» вызывает необходимость постоянно подпитывать этот «двигатель», преследует практически всех – обычных граждан и предпринимателей, корпорации и государства. А всеобщая постоянная задолженность способствует унынию, создает такие типы поведения, которые усиливают социально обусловленные стрессы, депрессивные состояния, тенденции к суициду, самоуничтожению, банкротству, дефолту.

Современные деньги не создаются государством (оно лишь подтверждает их законную силу), они не создаются уже и непосредственно трудом производителей (те лишь реализуют произведенную продукцию за деньги в соответствии с рыночными законами спроса и предложения), деньги могут возникать просто в результате блестящих идей талантливых авантюристов и спекулянтов. Однако современные деньги по-прежнему эмитируются и контролируются национальной банковской системой и международными финансовыми организациями – МВФ, Всемирным банком, Европейский центральным банком, региональными банками развития.

Новейшие криптовалюты, как представляется, вполне логично вписываются в эволюционную траекторию развития денежных форм: это уже не просто дематериализованные деньги, это некие инновационные децентрализованные, так называемые «интеллектуальные» деньги, утратившие видимую связь не только с материальной, товарной, трудовой основой, но и с государством и банковской индустрией.

Именно здесь и таится основная духовная опасность криптовалют, их пагубное влияние на человека. Разрушается сам смысл экономического поведения индивида.

ВМЕСТО ХРИСТИАНСКОГО ТРУДОЛЮБИЯ: «В ПОТЕ ЛИЦА ТВОЕГО БУДЕШЬ ЕСТЬ ХЛЕБ» (БЫТ.3,19) – ДЕМОНИЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ УРВАТЬ, ДОБЫТЬ, ПОЛУЧИТЬ ЗАДАРОМ.

Такой нехристианский тип современного экономического поведения проявляется и на более высоких уровнях человеческого самосознания. Например, широко известна практика многомесячных невыплат заработной платы на российских предприятиях в 1990-х гг. при одновременном переводе капиталов в зарубежные оффшоры (к сожалению, сохранившаяся на некоторых предприятиях и поныне).

Никем и ничем неконтролируемая добыча биткоинов грозит отвлечением интеллектуальных ресурсов нации от решения современных научных, насущных хозяйственных и структурных проблем экономики. Неконтролируемая конвертация криптовалют, за которыми не стоит реальный рост объема ВВП, грозит усилением инфляционной составляющей современных экономик.

Известно, что наращивание производства вооружений, в том числе бесчеловечных (поражающих лишь живую силу), приводило в дальнейшем к несанкционированным ООН военным действиям (если есть «ружье», оно должно выстрелить). Таковы были американские бомбардировки бывшей Югославии, Ирака, Ливии, Сирии. Таковы гражданские войны за территорию (Грузия, Украина). Аналогично наращивание производства мощного и сверхмощного компьютерного «железа», необходимого для «производства» биткоинов и прочих криптовалют, принесет сверхприбыли только производителям и продавцам такового «железа», одновременно отвлечет ресурсы из реальной экономики и социальной сферы.

В дальнейшем рост криптовалютной составляющей денежного оборота будет грозить виртуализацией финансовой сферы, уходом от реальных экономических проблем, а значит и приближением экономического апокалипсиса.

Именно поэтому ведущие страны мира проявляют определенную озабоченность нарастающим «бумом» криптовалют. Принимаются новые законы, направленные на регулирование их эмиссии, конвертации криптовалют в реальные деньги и использование в национальных платежных системах. Основной смысл предлагаемого государственного и банковского регулирования сводится к тезису о том, что если «зло» нельзя предотвратить (а предотвратить нельзя, поскольку эволюция денежных форм объективно привела к появлению цифровых квазиденег), его нужно использовать с наименьшими потерями (государственный и банковский контроль) и к всеобщему благу.

Лариса Клепикова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики факультета социальных наук ПСТГУ
Опубликовано: №14 (627) июль, 2017 г.

Читайте также: МИКРОБЫ ФИНАНСОВОГО МИРА. Деньги виртуальные – лихорадка реальная

Поделиться

Комментирование закрыто