ДЕСЯТИНА ЧЕТВЕРТОГО ИЗМЕРЕНИЯ

0

Как появился Петров пост и зачем он нужен

Петров пост известен с самых первых веков христианства и тесно связан с Великим постом. Об этом свидетельствует время начала Петрова поста и его продолжительность.

Великий пост по продолжительности составляет примерно десятую часть года. Это та десятина, установленная еще в Ветхом Завете, о чем уже в Новом Завете в послании к Евреям свидетельствует апостол Павел: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих». (Евр. 7, 1-4) Десятина не простая, не вещественная, но приношение самого дорогого в нашей земной жизни – времени.

ПЕТРОВ ПОСТ, ИЛИ АПОСТОЛЬСКИЙ, МОЖЕТ ДЛИТЬСЯ ОТ 8 ДО 42 ДНЕЙ. НАЧАЛО ЕГО – ЧЕРЕЗ СЕМЬ ДНЕЙ ПОСЛЕ ТРОИЦЫ, ТО ЕСТЬ ЧЕМ РАНЬШЕ ПРАЗДНУЕТСЯ ПАСХА, ТЕМ ДЛИННЕЕ ПОСТ. ОН ПОСВЯЩЕН ДВУМ ПЕРВОВЕРХОВНЫМ АПОСТОЛАМ – СВЯТЫМ ПЕТРУ И ПАВЛУ, НА ПРАЗДНИК КОТОРЫХ 12 ИЮЛЯ ВСЕГДА ПРИХОДИТСЯ ЗАВЕРШЕНИЕ ПОСТА.

Мы посвящаем десятую часть нашего времени Богу. Но уже в первые века христианства не все верующие (мореплаватели, воины в походах, странники, болящие) имели возможность соблюдать Великий пост. Однако эти люди не считали себя свободными от обязанности поститься и посвятить время своей жизни Господу. Дабы не нарушать течение праздничных пасхальных дней, а потом и воспоминание Вознесения Господня, на весь период Пятидесятницы и вдобавок на следующую после праздника Сошествия Святого Духа на апостолов седмицу пост был отменен. Ведь иначе постом принижалось бы достоинство тех дней, когда после Воскресения Господь находился со своими учениками, наставляя и уча их, а также день самой Пятидесятницы.

Таким образом, следующий многодневный пост начинался во второй понедельник после Троицы и длился (по некоторым сведениям) до Успения Божией Матери. Возможно, когда продолжительность его была велика, окончанием постных дней считался праздник первоверховных апостолов Петра и Павла. Со временем Успенский пост стал самостоятельным и приуготовительным к празднику Успения Пресвятой Богородицы, а продолжительность его определили в две недели.

Впервые упоминает о посте после Троицы «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался своеобразной компенсацией. То есть те, кто не смог поститься перед Пасхой, да постятся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице).

Окончательно Петров или Апостольский пост утвердился, когда в Константинополе и Риме святым равноапостольным Константином Великим в первой половине IV века были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля н. ст.), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе, а пост стал Апостольским, подготовительным к торжеству Апостолов.

Диакон Сергий Правдолюбов
Опубликовано: Номер 10 — 12 (647 — 649) июнь 2018 год

Поделиться

Комментирование закрыто