ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД: КАКИМ ОН БЫЛ В СТАРИНУ?

0

Между детством и супружеством

martinov2Добрачная жизнь современного человека представляет собой весьма длительный период: по данным статистики, средний возраст вступления в брак составляет 27,5 лет у мужчин и 25 лет у женщин. Совсем иначе обстояло дело в дореволюционной России. Впервые нормы о возрасте вступления в брак были зафиксированы в Кормчей книге (XIII в.): «юноше убо понеда имать лет пять надесят, девица же два надесят…», т.е. жениху должно быть не менее 15 лет, невесте же – 12-ти. Такие нормы сохранялись вплоть до указа 19 июля 1830 г., повысившего брачный возраст до 18 лет для юношей и 16 лет для девушек. Однако на практике возраст вступления в брак значительно различался, практиковались как ранние браки (в XIX в. около 15% девушек еще не были достигшими половой зрелости), так и более поздние, чаще всего распространенные на Урале и в Сибири по причине того, что семье в тяжелых условиях было невыгодно отпускать из семьи дочь – работницу. В целом, можно утверждать, что в народной среде человек начинал готовиться к браку сразу по завершении детства. Для девушек это означало переход из родительской семьи, из-под власти отца под власть мужа практически без какого-либо переходного периода. Исследовательницы-феминистки склонны оценивать это явление негативно, но, по мнению русского философа В.В. Розанова, напротив, именно появление этого периода, разделяющего детство и замужество-материнство и приносит женщине множество страданий: «Эти рамки ее существования (детство и замужество – М.Г.) отодвинулись одна от другой на большое расстояние и даже без верной между собою связи, без крытого теплого хода. Между ними – холод, улица, через которые нужно теперь пробежать девушке… и они бегут неуверенно, торопливо, нервно – в профессии, на курсы, в канцелярию, но без специальной к ним привязанности, без окончательно сюда положенных надежд». Подобная мысль, только относительно юношей, встречается в творениях святителя Иоанна Златоуста. Святой обличает родителей, препятствующих ранним бракам своих сыновей и показывает опасные последствия пребывания юношей вне брака, ведь внебрачное состояние очень быстро приводит к блуду. Он пишет: «Когда сын возрастет, то прежде чем вступит в воинское звание или изберет другой род деятельности, позаботься о его супружестве».

nesterov2Несмотря на распространенную традицию родительского выбора жениха или невесты, в крестьянской среде существовала возможность самостоятельного выбора будущего спутника жизни. Так, если родители юношей и девушек из знатных сословий, а также зажиточных крестьян чаще стремились к взаимовыгодному браку, то в более бедной среде существовала практика, согласно которой невеста выбиралась самостоятельно и лишь затем приводилась под родительское благословение. Женитьба же без благословения считалась преступным деянием, и такие самовольные браки заключались весьма редко. Однако для бедных крестьян существовала другая проблема – зачастую крепостных девушек мог «выгодно» выдать замуж их владелец.
Крестьянская молодежь имела весьма обширные возможности для встреч. Летом молодежь встречалась на улицах, в поле, на погосте. В праздники – на хороводах и играх. Зимой встречи происходили на посиделках или «беседах». В некоторых районах России «беседы» начинались с Воздвижения Креста Господня (14 сентября) и продолжались до масленицы. Собирались попеременно у каждой девушки или же для этого специально откупался дом. На таких встречах устраивали угощение, пели песни, плясали, рассказывали сказки, играли в различные игры и, конечно, объединялись в пары – обнимались и целовались. В некоторых случаях дело доходило и до греха, что иногда служило поводом, чтобы запретить собираться на «беседы» «во избежание соблазнов», однако в целом отношение к целомудрию (особенно, у девушек) в крестьянской среде было достаточно серьезным. Потеря девственности для девицы считалась тяжким грехом в большинстве районов России. Известно, что сохранилось немало свадебных обрядов, которые были призваны огласить на всю деревню непорочность молодой жены и в случае утраты целомудрия невеста и ее семья подвергались немалому количеству унизительных насмешек.

zavolgoКакие же достоинства более всего ценились в юношах и девушках? Как отмечает исследователь русской семьи В.Ю. Лещенко, для юноши это, в первую очередь, физическая сила, храбрость, удальство и ловкость. Ценился рост, дородство, румяный цвет лица, кудрявые волосы. Особо ценилось умение красноречиво говорить и играть на гармони. Для девушки главное во внешности – рост, дородство, толщина. Известно, что девушки стремились надеть несколько слоев одежды, набивали соломы в сапоги, чтобы казаться выше и толще. Из качеств характера больше всего были важны смирение, доброта и хозяйственность.
Таким образом, в традиционном русском крестьянском обществе период между завершением детства и началом собственной семейной жизни был, как правило, существенным образом сужен, в то время как в современности это время обыкновенно длится достаточно долго, что зачастую приводит к инфантилизму, безответственности и нередко к началу половой жизни вне брака. Очевидно, что это время необремененной заботами «молодости» в современном мире считается одним из лучших периодов жизни, который множество молодых людей стремится не сократить, а наоборот, максимально продлить. Ключевой для подростков является установка на то, что брак и деторождение – это что-то «в далеком будущем», в то время как отношения с противоположным полом на практике возникают уже в 14-16 лет и в подавляющем большинстве случаев вовсе не ориентированы на создание полноценной семьи в ближайшей перспективе.

С одной стороны, в современности процесс социализации, т.е. становления человека как члена общества, требует достаточно большого количества времени (в первую очередь, за счет длительной системы школьного и профессионального образования). Но, с другой стороны, проблема вовсе не в наличии этих объективных условий, а в том, что отсутствует всякое желание их преодолеть. Если возвратиться к уже приведенному образу Розанова о пространстве между родительским домом и своей будущей семьей как о холодном дворе, который необходимо преодолеть, можно сказать что современный человек вместо того, чтобы его поскорее пройти, стремится максимально обустроить это пространство «своей жизни» и в нем поселиться. У любого нового явления есть свои духовные корни. Почему так происходит, что ключевые ценности традиционного общества – семья, деторождение, дом – для молодых людей современности стали глубоко второстепенными? На этот вопрос не может быть простого, всеобъемлющего ответа. А поиск его заставляет обращаться в самые разные сферы человеческого бытия – социальные и нравственные, экологические и медицинские….

Марина Гришина

Поделиться

Комментирование закрыто