КАНАЛОАРМЕЙЦЫ

0

Мы никогда не узнаем, сколько каналоармейцев заплатили своими жизнями за прямую водную магистраль

На нынешний год приходятся две круглые даты: 80-летие Иваньковского водохранилища (известного также как Московское море) – первого крупного искусственного водоема на великой русской реке Волге, образованного системой плотин – и 85-летие начала проектных работ над Каналом Москва-Волга. В следующем году, кстати, канал, которому в 1947 году присвоили имя города Москвы, отметит собственный 80-летний юбилей.

kanal01

Зачем Москве-реке понадобилась волжская вода? Главных причин  три. Во-первых, с 1920 по 1930 год население столицы выросло почти втрое – с 1028200 до 2781300 чел. Дела с водоснабжением обстояли критически. Москва-река уже не удовлетворяла потребности города, обмелев так, что возле Кремля ее можно было перейти вброд. Второй резон – речной транспорт: через шлюзы Дубны, Дмитрова и Икши судам из Волги попасть в Москву-реку значительно проще и быстрее, чем через устье Оки в Нижнем Новгороде. Наконец, необходимо было наладить санитарное обводнение главной реки нашего города, иначе она рисковала превратиться в широкую сточную канаву.

kanal02

В древнем Дмитрове до сих пор  есть Чекистская, Шлюзовая, Водников, Канальная, Большевистская, Волгостроевская улицы. Все это наследие Дмитровлага (Дмитровского ИТЛ ОГПУ), созданного в сентябре 1932 года для обслуживания строительства канала. Центр управления лагерем разместился в Борисоглебском монастыре, а заключенные содержались в бараках на всем протяжении канала. В марте 1932 года при посещении Беломорстроя кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Анастасом Ивановичем Микояном начальник ГУЛАГ ОГПУ Лазарь Коган сказал ему о заключенных:
«Товарищ Микоян, как их называть? …Вот я придумал слово – „каналоармеец“. Как вы смотрите?»
«Что ж, это правильно. Они у вас каналоармейцы», – согласился Микоян.

С начала 1930-х годов сокращение «зэк» (заключенный каналоармеец) получило всеобщую известность. Третьего сентября 1932 года начальник Химкинского участка работ Марченко торжественно взмахнув лопатой, положив начало беспрецедентной выемки грунта вручную под ложе будущего канала и насыпь дамб.

Считается, что на строительстве использовался труд заключенных, преимущественно рецидивистов. Всего, по разным оценкам, при сооружении канала в общей сложности трудилось от 200 до 1400 тысяч человек. Точных данных, в том числе о погибших, мы не узнаем: архив ДмитЛАГА был уничтожен в 1941 году при наступлении немцев.

Любопытно: в те же годы в Москве стартовала другая ударная стройка – метрополитен. Но там труд заключенных совершенно не использовался. Почему? Постановлением Совнаркома СССР от 25 октября 1932 года определялись приоритетные объекты строительства для лагерей ОГПУ: канал Москва-Волга и Байкало-Амурская магистраль. Пункт 2 гласил: «прекратить передачу вольных и заключенных специалистов лагерей ОГПУ другим организациям».

Досье: Затопленные монастыри

Параллельно с сооружением канала Москва-Волга на дно Московского моря ушли 106 сел и деревень, три десятка православных храмов и старинный русский уездный город Корчева. По благословению епископа Переславского и Угличского Феодора, в Угличе создается Музей затопленных территорий и православных святынь Верхневолжья. Он станет хранилищем памяти об ушедших под воду Корчеве, Калязине, Весьегонске, Мологе, о затопленных православных обителях – Троицком Макарьевом мужском, Паисиевом Покровском мужском и Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастырях.

Затопленный город Корчева. Спасо-Преображенский собор

Затопленный город Корчева. Спасо-Преображенский собор

Историческая справка: Дореволюционные предшественники

После постройки северной столицы дешевая доставка грузов водным путем из Европы через Санкт-Петербург в Москву упиралась в том числе и в отсутствие удобного подхода от реки Волги к Москве. Петру I были предложено четыре варианта прокладки канала от реки Сестры (притока Волги) до Москвы-реки. Интересно отметить, что один из предложенных Петру I вариантов в точности совпадал с трассой современного канала на участке от Дмитрова до Москвы.

К идее создания судоходного канала вернулся Александр I. Воплотить в жизнь проект он не успел. Следующий император, Николай I, продолжил решение важной для всей страны задачи. В 1825 году началось строительство. Трасса прошла по рекам Сестра, Дубна, Истра, Москва, было вырыто 89,2 км деривационных и соединительных каналов, построен 41 шлюз. Общая протяженность искусственного пути составила 292 км. Строительство закончили через 19 лет, в 1844 году. Эксплуатировался канал меньше, чем его строили – всего 16 лет. В 1860 году по нему прошло последнее судно. Грузоперевозки между двумя столицами приняла на себя построенная в 1851 году Николаевская железная дорога.

Иван Дмитров

Читайте также: КАНАЛ СРАЖАЛСЯ ЗА СТОЛИЦУЖЕРТВЫ БОЛЬШОЙ ВОДЫ

Поделиться

Комментирование закрыто