КРЕСТНЫЙ, ТЫ МНЕ НУЖЕН!

0

Духовные родители, или восприемники, – как их выбирают

С рождением младенца перед каждой семьей встает непростая задача выбора крестных для чада. Скажем сразу: универсального рецепта тут нет. Подводные камни кроются, как ни странно, в человеческих взаимоотношениях между будущими крестными и самими родителями. Главный же принцип, которым следует руководствоваться – чувство такта и сохранения мира в семье.

С позиции церковных правил

Приводимую ниже информацию излагаем по Настольной книге священно-церковнослужителей Сергия Булгакова (ч II. 1913 г., репринтное издание 1993 г.)

Крестными вправе быть ближайшие родственники (даже бабушки и дедушки), но не родители. Так, отец с дочерью, брат и сестра вполне могут стать восприемниками. У разных детей в одной семье восприемниками могут быть даже супруги. Совершенно не обязательно одновременное наличие как крестного отца, так и крестной матери: достаточно единственного восприемника (того же пола, что и крещаемый).

Препятствия. Нельзя становиться крестными: младенцам или недееспособным; супругам – для одного и того же крестника; родным матери и отцу — для собственных детей. Кроме того, невозможно крестному жениться на крестнице, и наоборот.

Что нельзя делать, хотя каноны и не запрещают: ряд вопросов, в которых Церковь делает скорее попущение, чем признает правильным.

1. Чаще всего возникающая житейская проблема: могут ли крестные впоследствии между собой вступать в брак? Церковная традиция отвечает отрицательно. Однако документы ее не подтверждают! Дважды – в 1810 и 1837 годах – Святейший Синод высказывался по этому поводу следующим образом: «пункт (Номоканона – ред.) весьма сумнителен, потому что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно». Никто этот документ не отменял, но как руководство к действию его трактовать, наверное, не совсем верно. Правильнее сформулировать вывод следующим образом: если молодые поженятся, а потом выяснится, что они прежде еще и крестили одного ребенка, пусть живут с миром. И, конечно, не стоит забывать о житейском благоразумии: не стоит приглашать в крестные пару, которая в дальнейшем теоретически может выказать стремление заключить семейный союз. Ведь заботы о совместном крестнике – благодатная почва для серьезных чувств между юношей и девушкой.

2. По постановлению Синода 1844 года, монашествующим быть восприемниками запрещено. На практике же это положение никогда не соблюдалось, хотя нарушения и не носили массового характера.

3. Крещение без восприемников возможно только ради «страха смертного», то есть в обстоятельствах близкой кончины. При сходных условиях как исключение допускается восприемник не православного вероисповедания, если он способен прочитать православный Символ веры.

_mg_3466

4. Заочные крестные не допускаются, хотя прежде члены императорской фамилии нередко становились крестными, не присутствуя на Таинстве крещения очно. Очевидно, сейчас подобная практика приветствоваться не может. В исключительных случаях, если такое произошло, обязанности крестного сводятся к молитвенному подвигу и устанавливают духовную связь между христианским обществом и тем местом, где крестнику приходится проживать. Иногда подобной возможностью пользуются православные семьи, постоянно живущие за рубежом в иноверном окружении.

С житейской точки зрения

Не каждым родителям понравится вторжение в семью с поучениями и наставлениями, как воспитывать свое чадо. Кроме того, если одни семьи пребывают в Церкви, другие только тянутся к храму, не зная, с чего начать. От всего этого и зависит, какую главную роль предстоит выполнять крестным – молитвенников за детей или помощников в воспитании. В этом плане отношение к крестным в обществе – едва ли не идеальное зеркало национального характера. В Греции восприемник – полноправный член семьи, в Молдавии он – скорее помощник, в Грузии – молитвенник, ну а на Руси – и помощник, и молитвенник. Видимо, разумнее всего выбирать крестных из близких к семье людей, сообразуясь с их характером и имея ясное представление о роли в воспитании вашего ребенка.

_hv_1537

Резюме
Ищите внушающего доверие молитвенника!

Если понравившийся кандидат откажет – не расстраивайтесь, не переставайте искать, в том числе и среди духовенства. В воспитании чада священнослужитель может не принимать участия, а вот молитвенника за свою душу ребенок обретет. Непростительно, когда родители откладывают крещение своего ребенка из года в год по причине поиска «достойных» крестных!

Историческая справка
Один хорошо, а два лучше?

Институт восприемничества существует в Церкви с древности. О поручителях упоминает еще Тертул¬лиан (II в.). Участие поручителя в Крещении зафиксировано 45 (54)-м правилом Карфагенского Собора (419 г.): «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию».

По обычаю древней Церкви в крещении, как правило, участвовал один восприемник одинакового пола с крещаемым.

На Руси двойное восприемничество распространилось в XIII в. Этой практике противодействовали святители митрополиты Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но позднее участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – более уже не встречало возражений со стороны церковной власти.

А как у них?

НАШИ РОДНЫЕ НАНАШИ, или Зачем нужны два десятка крестных

Грузия
В праздник Воздвижения Креста Господня около семи сотен младенцев приняли крещение в кафедральном соборе Самеба – Пресвятой Троицы. Их крестным стал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Каждый крестник Предстоятеля получил в подарок свидетельство о Крещении и нательный крестик. Это уже 45-е массовое крещение в Грузии (крестниками Католикоса могут стать третьи и последующие дети православных венчанных пар).

gruz012

Первое массовое крещение младенцев Грузинским Первосвятителем состоялось 19 января 2008 года. Целью этой инициативы Католикоса-Патриарха Илии ІІ стало улучшение демографической ситуации в стране. На сегодняшний день у Патриарха Илии 29 053 крестника, рождаемость увеличилась на четверть, а количество абортов снизилось вдвое. Крестники Патриарха пользуются преимуществами при поступлении в духовные учебные заведения Грузии.

Молдавия
В крестные разрешается приглашать любое количество людей – до двух десятков человек. Все они несут ответственность за духовное воспитание ребенка, но в свидетельство о крещении записываются только главные крестные – нанаши. По традиции они считаются вторыми родителями: впоследствии венчают молодоженов, ведут их по жизни, крестят всех их детей и заботятся о них.

heghea2

Греция
Два крестных отца или матери – это возможно. Но чаще крестный вообще один. Главное, чтобы брак был венчанным, а крестный, если он семейный человек, тоже жил в венчанном браке. Поэтому в Греции зачастую можно увидеть, как в один день сначала венчаются родители и крестные, а потом уже крестят младенца. В отличие от русской традиции, крестный становится настоящим членом семьи, а его дети – братьями и сестрами крестнику, то есть в дальнейшем они не смогут заключить брак.

_hv_1614

У католиков
Соборы XIII–XIV вв. допускали двух крестных плюс одну крестную для крещаемого и двух крестных матерей плюс одного крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в.

VATICAN CITY, VATICAN - JANUARY 10:    Pope Benedict XVI baptises a newborn baby in Michelangelo's Sistine Chapel on January 10, 2010 in Vatican City, Vatican. Held on the same day as the Baptism of the Lord and started by John Paul II, this annual event celebrates the baptism of children and marks the end of the Christmas season. (Photo by  L'Osservatore Romano-Vatican Pool via Getty Images)

Число восприемников младенцев из знатных семей в отдельных местах (например, в Венеции) нередко доходило до 20 и даже до 100, что обеспечивало детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил: крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать.

Диакон Сергий Правдолюбов


Семь раз отмерь
Из личного опыта

Крестившись в сознательном возрасте, я ответственно, как мне тогда казалось, подходил к выбору собственных крестных. В восприемницы позвал регентов церковного хора (одна, с правого клироса, отказалась, другая – с левого – согласилась). В восприемники – преподавателя, тогда алтарника одного из подмосковных храмов, хорошо знавшего меня со старших классов.

Крестины прошли замечательно. В последующем и к крестному, и к крестной в особенно затруднительных ситуациях приходилось обращаться неоднократно. Чаще они советовали не то, что я внутренне желал услышать, причем иногда – вещи противоположные. В подобных случаях приходилось, прислушиваясь к голосу совести, принимать собственное решение. Постепенно это воспитывало самостоятельность. Так продолжалось до тех пор, пока в одном из подобных эпизодов – когда умирала родная мама – я с крестной не разругался по телефону вдрызг. С того момента больше с ней не общался. Крестный же – ныне известный московский протоиерей – теперь среди моих фейсбучных френдов, но благодарен я ему, конечно, не за это, а за его горячие молитвы.

_mg_9776

Крестных же для собственных детей мы с женой подбирали на приходе. У сына ими стали обеспеченный бизнесмен (некогда входивший в десятку богатейших москвичей, но после нескольких кризисов основательно «подешевевший») и интеллигентная пенсионерка, любящая интересные заграничные вояжи с собственным супругом. Думаю, они молятся за крестника как умеют – зато вот в самокатах, электромобилях, настольных хоккеях и т.п. наше подмосковное жилье уже несколько лет благодаря им обоим недостатка не испытывает. Что тоже, в принципе, неплохой вариант.

Когда же настала очередь дочки, мы немного сменили тактику. Крестной этого ребенка стала молодая матушка – регент церковного хора и супруга занимающего важный чин в церковной иерархии московского священника. Увы, сама многодетная мать, она с трудом находит время на собственных пятерых детей, и с крестницей встречается по очень большим праздникам. А крестный отец… Вот пишу этот текст и судорожно вспоминаю: а кто же он? Наверное, жена напомнит.

Прекрасно отдаю себе отчет: описанные примеры – далеко не худшие случаи, а некоторые из них, возможно, достойны красивой, «белой» зависти. Какова же мораль? Скрупулезно и тщательно, буквально по семь раз отмеряйте, прежде чем предложите кому-то стать восприемником при святой купели.

…А моей собственной крестной надо все-таки позвонить. Наконец-то пора помириться.

Дмитрий Анохин

Опубликовано: №20 (609) октябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто