Почему у Распутина оказалась деревянная голова, а князя Горчакова при дворе Николая II нельзя было бить
У москвичей остается последний шанс насладиться видом домашнего кукольного театра из игровой комнаты наследника российского престола – цесаревича Алексея. Через несколько недель этот раритет покинет музейную экспозицию Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова. Официальное соглашение о передаче экспоната директор театра Ирина Корчевникова заключила с главой Государственного музея-заповедника «Царское село» Ольгой Таратыновой. Отныне уникальный экспонат постоянно пропишется в том же дворце, куда он больше века назад прибыл из Франции. В нашем же Театре кукол остаются тщательно выполненные копии.
Репрессированный музей
Музей в царскосельском Александровском дворце – свадебном подарке Екатерины II своему внуку Александру I – открылся в самый разгар Гражданской войны, в июне 1918 года. Не прошло и года с того момента, как отсюда в ссылку отправились будущие царственные страстотерпцы со своим ближайшим окружением.
– Экспозиция пользовалась невероятной популярностью: видимо, всем хотелось посмотреть, как жили цари. Это сильно смущало большевистскую власть, поэтому в 1928 году для посещения закрыли так называемую детскую половину – второй дворцовый этаж, до революции предназначавшийся наследнику Престола и Великим княжнам, – рассказывает заместитель директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ираида Ботт. – Поднялась громадная волна недовольства, и через год экспозицию восстановили – увы, чтобы тремя годами спустя втихую расформировать весь музей.
Как следует из архивных документов, при ликвидации была составлена подробнейшая опись фондов. Увы, она не пережила войну. Теперь известно лишь, что в Третьяковку, в Эрмитаж, в Русский музей и в Центральный музей революции попали немногим более двух сотен из почти двух тысяч экспонатов. Остальное в основном разошлось по двум акционерным обществам: «Отель» (для украшения ленинградских гостиниц) и «Антиквариат» (для продажи за границу). «О том, что кое-что уцелело в других коллекциях, мы случайно узнали лишь в 2001 году, когда готовившие выставку «На детской половине» специалисты Государственного исторического музея обратились к нам за консультациями», – вспоминает Ботт.
Тайна старого «Гиньоля»
Шесть лет спустя киношники «Мосфильма» пришли в Театр кукол с просьбой подобрать оригинальный реквизит для съемок художественной ленты «Савва Морозов». Из неразобранных фондов сотрудники театрального музея извлекли основательно запылившуюся, поблекшую от времени ширму и нескольких «актеров» традиционного французского театра «Гиньоль» (так звали преемника старого доброго Полишинеля, дальнего родственника нашего Петрушки).
– Когда наш художник-технолог Александр Лигусов удалил верхний слой краски, обнаружился уникальный орнамент, надпись по-французски «Гиньоль» и три бумажных ярлычка: «Александровский дворец. Половина наследника. Игральная. № 333», «№ 5603» и «Paradis des enfants, Paris». Как известно, знаменитая компания игрушек «Детский рай» находилась на парижской улице Риволи, – напоминает Корчевникова. – Но настоящее открытие ждало реставраторов впереди. Внимательно рассматривая отмытые куклы, они обомлели: у семерки «актеров» обнаружилось явное портретное сходство с Августейшими особами и с их приближенными. Капрал и Невеста лицами сильно напоминают императорскую чету, сам Гиньоль
– князя Николая Горчакова, а Арлекин – Распутина. Кстати, только у Арлекина и у изображенной в облике придворной няни Мадлон оказались деревянные головы. Все остальные куклы целиком из папье-маше, и бить по их головам нельзя!
В остальном это обычные верховые куклы, они даже сохранили крепления для пальцев. Наверняка их не раз касалась рука и страстотерпца Алексея Николаевича, и его сестер.
Неразгаданные загадки
Увы, о давнем бытовании детского театра можно лишь догадываться. Как предполагает сам автор находки, это подарок французского президента Раймона Пуанкаре, посетившего Россию с официальным визитом перед самым началом Первой мировой войны. В дневнике Николая II читаем запись от 9 июля 1914 года: «В 11 ? Пуанкаре привез сам подарки для Аликс и детей».
Если это так, портретное сходство куклам могли придать при изготовлении сами французы, оформляя подарок в виде дружеского шаржа (хотя, как следует признать век спустя, довольно своеобразного). По другой версии, кукольный театр для наследника специально для наследника заказала бабушка – вдовствующая императрица Мария Федоровна. Как бы там ни было, история вернула нам, судя по всему, единственное кукольное воплощение причисленных к лику святых страстотерпцев венценосных особ.
Доподлинно известно лишь, что в Москву этот артефакт угодил в 1945 году с закрытием Музея игрушки в подмосковном Загорске. Туда, вероятно, его доставили прямиком из Александровского дворца в тогда уже Детском Селе. И вот теперь куклы возвращаются домой. В Царском селе формируется посвященный императорам Романовым фамильный музей, и театр «Гиньоль», обещает Ольга Таратынова, займет в нем подобающее место. А на Садовой-Самотечной останутся тщательно изготовленные копии. Собственно, они уже заняли почетное место в постоянной экспозиции одного из любимейших столичных театров.
Дмитрий Анохин
Фото автора и Вадима Шульца