КУКОЛЬНАЯ ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ

0

Почему у Распутина оказалась деревянная голова, а князя Горчакова при дворе Николая II нельзя было бить

IMG_5426У москвичей остается последний шанс насладиться видом домашнего кукольного театра из игровой комнаты наследника российского престола – цесаревича Алексея. Через несколько недель этот раритет покинет музейную экспозицию Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова. Официальное соглашение о передаче экспоната директор театра Ирина Корчевникова заключила с главой Государственного музея-заповедника «Царское село» Ольгой Таратыновой. Отныне уникальный экспонат постоянно пропишется в том же дворце, куда он больше века назад прибыл из Франции. В нашем же Театре кукол остаются тщательно выполненные копии.

Репрессированный музей

Императрица-бабушка

Императрица-бабушка

Музей в царскосельском Александровском дворце – свадебном подарке Екатерины II своему внуку Александру I – открылся в самый разгар Гражданской войны, в июне 1918 года. Не прошло и года с того момента, как отсюда в ссылку отправились будущие царственные страстотерпцы со своим ближайшим окружением.

– Экспозиция пользовалась невероятной популярностью: видимо, всем хотелось посмотреть, как жили цари. Это сильно смущало большевистскую власть, поэтому в 1928 году для посещения закрыли так называемую детскую половину – второй дворцовый этаж, до революции предназначавшийся наследнику Престола и Великим княжнам, – рассказывает заместитель директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ираида Ботт. – Поднялась громадная волна недовольства, и через год экспозицию восстановили – увы, чтобы тремя годами спустя втихую расформировать весь музей.

Мама

Мама

Как следует из архивных документов, при ликвидации была составлена подробнейшая опись фондов. Увы, она не пережила войну. Теперь известно лишь, что в Третьяковку, в Эрмитаж, в Русский музей и в Центральный музей революции попали немногим более двух сотен из почти двух тысяч экспонатов. Остальное в основном разошлось по двум акционерным обществам: «Отель» (для украшения ленинградских гостиниц) и «Антиквариат» (для продажи за границу). «О том, что кое-что уцелело в других коллекциях, мы случайно узнали лишь в 2001 году, когда готовившие выставку «На детской половине» специалисты Государственного исторического музея обратились к нам за консультациями», – вспоминает Ботт.

Тайна старого «Гиньоля»

Наследник

Наследник

Шесть лет спустя киношники «Мосфильма» пришли в Театр кукол с просьбой подобрать оригинальный реквизит для съемок художественной ленты «Савва Морозов». Из неразобранных фондов сотрудники театрального музея извлекли основательно запылившуюся, поблекшую от времени ширму и нескольких «актеров» традиционного французского театра «Гиньоль» (так звали преемника старого доброго Полишинеля, дальнего родственника нашего Петрушки).

– Когда наш художник-технолог Александр Лигусов удалил верхний слой краски, обнаружился уникальный орнамент, надпись по-французски «Гиньоль» и три бумажных ярлычка: «Александровский дворец. Половина наследника. Игральная. № 333», «№ 5603» и «Paradis des enfants, Paris». Как известно, знаменитая компания игрушек «Детский рай» находилась на парижской улице Риволи, – напоминает Корчевникова. – Но настоящее открытие ждало реставраторов впереди. Внимательно рассматривая отмытые куклы, они обомлели: у семерки «актеров» обнаружилось явное портретное сходство с Августейшими особами и с их приближенными. Капрал и Невеста лицами сильно напоминают императорскую чету, сам Гиньоль

Распутин-арлекин

Распутин-арлекин

– князя Николая Горчакова, а Арлекин – Распутина. Кстати, только у Арлекина и у изображенной в облике придворной няни Мадлон оказались деревянные головы. Все остальные куклы целиком из папье-маше, и бить по их головам нельзя!

В остальном это обычные верховые куклы, они даже сохранили крепления для пальцев. Наверняка их не раз касалась рука и страстотерпца Алексея Николаевича, и его сестер.

Неразгаданные загадки

Увы, о давнем бытовании детского театра можно лишь догадываться. Как предполагает сам автор находки, это подарок французского президента Раймона Пуанкаре, посетившего Россию с официальным визитом перед самым началом Первой мировой войны. В дневнике Николая II читаем запись от 9 июля 1914 года: «В 11 ? Пуанкаре привез сам подарки для Аликс и детей».

Няня

Няня

Если это так, портретное сходство куклам могли придать при изготовлении сами французы, оформляя подарок в виде дружеского шаржа (хотя, как следует признать век спустя, довольно своеобразного). По другой версии, кукольный театр для наследника специально для наследника заказала бабушка – вдовствующая императрица Мария Федоровна. Как бы там ни было, история вернула нам, судя по всему, единственное кукольное воплощение причисленных к лику святых страстотерпцев венценосных особ.

Царь

Царь

Доподлинно известно лишь, что в Москву этот артефакт угодил в 1945 году с закрытием Музея игрушки в подмосковном Загорске. Туда, вероятно, его доставили прямиком из Александровского дворца в тогда уже Детском Селе. И вот теперь куклы возвращаются домой. В Царском селе формируется посвященный императорам Романовым фамильный музей, и театр «Гиньоль», обещает Ольга Таратынова, займет в нем подобающее место. А на Садовой-Самотечной останутся тщательно изготовленные копии. Собственно, они уже заняли почетное место в постоянной экспозиции одного из любимейших столичных театров.

Дмитрий Анохин
Фото автора и Вадима Шульца

Поделиться

Комментирование закрыто