КУЛЬТУРА В ШТАТСКОМ

0

На Санкт-Петербургском международном культурном форуме впервые состоялась панельная дискуссия «Церковь и современная культура»

Самый представительный форум о современном искусстве и его взаимоотношении с обществом и цивилизацией собрал в северной столице несколько тысяч делегатов. Уровень Санкт-Петербургского международного культурного форума — уже шестого по счету — прекрасно иллюстрирует тот факт, что открыл его в Мариинском театре глава российского государства. А вот голос Церкви здесь прозвучал впервые, зато сразу на двух основных площадках.

Председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон выступил с собравшей громадную аудиторию открытой лекцией в Манеже. Заметив, что его речь не научный доклад (поскольку он не историк), а размышления,  о том, что же с нами произошло в феврале 1917 года. Оратор сформулировал главную тему выступления следующим образом: почему интеллигенция говорила «пусть лучше немцы, но только не Романовы», и желая блага своему Отечеству, передала все Ленину, который говорил «а мне на Россию наплевать»?

Интересно проследить, как слова епископа Тихона восприняли в светской аудитории. Например, газета «Московский Комсомолец» интерпретировала их следующим образом: «К концу речь актуализировалась сегодняшними реалиями — подростковым возрастом нашего прогрессивного общества, его психологическими, а может быть, и психическими проблемами, общественными психическими патологиями. Мы должны помнить, что подобные рецидивы проявляются, как и возможность психических помрачений. “Надо думать серьезно о психической гигиене и не дать возможности подвергнуть себя психологической дедукции. Наше замечательное интеллигентное общество несет в себе латентные недуги”, — сказал Тихон».

Не до конца понятно, готово ли общество к дискуссии или же к осмыслению, если журналисты светских изданий до сих пор не научились верно титуловать архипастырей Церкви. Но общий смысл (мы не говорим о подаче) автором процитированных строк передан верно.

Большой интерес и отклик вызвала панельная дискуссия «Церковь и современная культура», прошедшая в Главном штабе Эрмитажа и организованная Русским художественным союзом. Модератором секции выступил Эдуард Бояков (подробное интервью с ним «Каждый пишет как он дышит» «ПМ» читайте в 15 (628) номере за этот год). Он посвятил свой доклад отчуждению художника от Церкви – то есть всему, что мешает мастеру прийти в храм, а Церкви, в свою очередь, использовать его талант.

Мысль известного продюсера продолжил историк и публицист Михаил Тюренков, предложивший использовать опыт Общества возрождения художественной Руси. Московский священник Владимир Соколов, автор книги «Мистика и духовность», заметил, что культура – основа мировоззрения и государственности. Но, по словам выступавшего, опасно считать ее делом исключительно человеческим, ведь она питается из сферы духа, достаточно проанализировать творчество русских писателей, поэтов и композиторов.

Прикладной характер имел яркий доклад заслуженного архитектора РФ, председателя правления Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова, который показал свои работы, наглядно доказывающие, что счастливый союз заказчика, священника и архитектора не миф, а реальность.

Яркое выступление директора центра медиакоммуникаций Российского православного университета Елены Жосул было посвящено современным форматам общения между церковными и светскими людьми. Ведь даже дискуссия о фильме «Матильда» продемонстрировала: православная аудитория – глубокий и серьезный зритель, почти не способный, тем не менее, объяснить некоторым деятелям искусств настоящую боль своих задетых чувств. «Хочется спросить у таких «художников», проявите ли вы толерантность, если портрет вашей матери вымажут пометом и повесят в галерее как арт-объект?» – задала вопрос Жосул и смогла пробиться к душам тех, к кому обращалась.

Пелагея Тюренкова

Специально для «ПМ»

Николай Бурляев, народный артист России: Подлинная культура устремлена ввысь

– Как и прежде, сегодня Церковь вносит огромный вклад в современную культуру, оставаясь ведущей силой в борьбе за душу человека. Подлинная культура – это устремленность к Господу, к идеалу, к совершенству, к возвышению и просветлению души че-ловека, когда художник измеряет свое творчество мерою Христа. Кино и телеэкран, на мой взгляд, должен стремиться к идеалу, а идеал – не «Черный квадрат» Малевича, а квадрат иконы, помогающей душе человека выходить в Горний мир.

Поделиться

Комментирование закрыто