ЛЮБОВЬ К СУЩИМ ВО ГРОБЕХ

0

Можно ли посещать кладбища на Пасху? Такой вопрос часто раздается в канун светлого Христова Воскресения. Ответы можно услышать самые разные, порой противоположные.

В Пасху на погост: можно или нельзя?

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху – это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасху не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
Святитель Афанасий (Сахаров)

Строгого запрета на посещение могил близких на Пасху мы не встретим нигде. Это и понятно. Еще век назад бoльшая часть населения нашей страны жила в деревнях и селах. Кладбища располагались вокруг или в непосредственной близости от сельских храмов. Поэтому вполне естественно было после пасхальной службы подойти к могилам и мысленно поздравить ушедших родственников с великим Днем избавления от ветхозаветной участи пребывать в сени смертной. В Настольной книге для священно-церковно-служителей протоиерея Сергия Булгакова даже описывается обычай «ходить на Пасху с яйцами на могилы и христосоваться с умершими родственниками. При­несенные яйца оставляются на могилах, а в некоторых местах там же оставляются и те свечи, с которыми стояли во время пасхальной утрени». Так неужели можно отказать одинокому человеку разделить радость Воскресения со своими усопшими родственниками?!

pasx_citata_02Вопрос не столько в посещении кладбищ на Пасху, сколько в том, как это происходит. Церковь всегда боролась с пьянством и полуязыческими тризнами в местах погребения – а уж тем более в праздников праздник. Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка – перестала ходить на кладбища с приношениями: «Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете».

В безбожный период наши власти не препятствовали обычаю массового выезда на кладбища в день святой Пасхи. Объяснялось это просто: одновременно желали дать выход религиозному чувству граждан и отучить их от посещения немногочисленных действовавших храмов. На кладбищах тогда, если кто не помнит, происходило следующее. В самый святой день в году люди убирали захоронения, высаживали цветы, ремонтировали ограду, а потом здесь же справляли поминки (далеко не всегда трезво).

Такое поведение в день Воскресения справедливо вызвало критику пастырей церковных. Особенно если человек начинает себя оправдывать, что-де не могу пойти на ночную службу, ведь мне утром на кладбище ехать. Вот и появился в общественном сознании так называемый церковный запрет на посещение кладбищ на Пасху.

Следует заметить: в крупных городах, где сейчас проживает большинство россиян, поездка на кладбище становится многочасовым подвигом. Стоит ли в светлый день Пасхи предпринимать такие труды, зная, что и умершие в этот необыкновенный день тоже радуются со Христом, ожидая всеобщего Воскресения, где все вновь воссоединятся; дети с родителями, братья с братьями предстанут снова живыми пред Лицом Господа?!

Итак, на кладбище в день Воскресения ходить можно. Главное – с каким настроением мы посещаем родственников: приносим им весть о воскресшем Христе или скорбь о разлуке? А тем, кто не слушает наставления священников и не внимает своему внутреннему настроению, Церковь на кладбища в Пасхальный день ходить не рекомендует.

Диакон Сергий Правдолюбов


pasx_citata_03

Поделиться

Комментирование закрыто