МЕТРО — УРОКИ ДЛЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

0

Метрополитен как место занятий по православному москвоведению

Разрешите представиться. Я – преподаватель церковно-приходской воскресной школы спального района на востоке столицы. Вместе с детьми мы нередко ездим в паломничества по монастырям и храмам Москвы, а также на экскурсии в различные музеи. С точки зрения педагога предпочтительно, чтобы время в пути до намеченной цели проходило для ребят с пользой и должным образом настраивало на серьезные темы, с которыми им вскоре предстоит соприкоснуться. Удивительно, но моим помощником в решении этой непростой задачи оказался общественный транспорт, которым мы пользуемся. В первую очередь – московское метро.

Кmetroак только мы оказываемся в вагоне подземки (дети стараются здесь сесть или встать рядом друг с другом), я обращаю их внимание на схему метрополитена и прошу найти на ней названия станций, связанных с православными праздниками. Проходит три-четыре минуты, пока сообща отыскивается ответ: «Преображенская площадь» и «Сретенский бульвар». В этот момент уместно попросить вспомнить юных исследователей, когда именно отмечаются эти праздники и с какими евангельскими событиями связаны. Если ребята уже вышли из младшего школьного возраста, можно спросить, откуда, по их мнению, происходят названия этих станций.

Как правило, находится тот, кто первым связывает их с находящимися рядом храмами. Таким образом, возникает повод вкратце рассказать о Преображенском полковом храме. О Петре I и его «потешных» частях, ставших основой русской регулярной армии, школьники 4-5 классов уже слышали в курсе истории, поэтому рассказ ложится на подготовленную почву. Чтобы в детских головах не возникало путаницы по поводу происхождения именования Сретенского монастыря, важно уточнить значение слова «сретение» (встреча) и напомнить о событиях XV столетия, связанных с нашествием на Москву хана Тамерлана и чудесным спасением нашего города с помощью заступничества Божией Матери.

Следующее задание: найти на схеме названия станций, связанных с именами русских святых. Таких станций у нас пока тоже только две: «Бульвар Дмитрия Донского» и «Бульвар адмирала Ушакова». Затем можно вместе вспомнить, когда жили эти святые, чем прославились. Поскольку главный подвиг названных Угодников Божиих – ратный, можно поговорить, например, о Куликовской битве, ее участниках и исходе. Разумеется, все эти рассказы должны быть очень краткими и емкими! Метро – не место для лекций, и основной упор имеет смысл делать именно на знания самих детей. Азарт и склонность к соревновательности, присущие подросткам, обычно все это время удерживают их внимание на поиске ответов на вопросы, не позволяя рассеяно уткнуться в мобильник или начать болтать с соседом.

А дальше в зависимости от возраста юных пассажиров можно попросить отыскать на схеме названия, связанные с именами великих военачальников или писателей. Наш путь обычно пролегает через станцию «Новокузнецкая», и здесь у ребят есть возможность самостоятельно найти среди бронзовых барельефов, украшающих вестибюль, портреты русских полководцев, прославленных в лике святых. Об одном из них, кстати, уже упоминалось ранее, поэтому такое практическое задание становится логическим продолжением разговора в вагоне.

Самым старшим ребятам можно, пользуясь пребыванием под землей, напомнить о катакомбах, где находили убежища первые христиане, о том, в каких городах мира эти катакомбы еще сохранились. Многие из наших юных прихожан с родителями периодически бывают в Европе и, возможно, в будущем именно упоминание сына или дочери о раннехристианских достопримечательностях Парижа или Рима позволит старшему поколению по-новому открыть для себя эти европейские столицы. Находясь в метро, можно вспомнить и об утраченных в годы богоборчества московских храмах, детали убранства которых использованы в декоре центральных станций. Здесь уместным окажется рассказ об истории снесенного в советское время и восстанавливаемого сейчас Преображенского храма на одноименной площади.

Мальчики и девочки из церковных семей, часто посещающие московские святыни, способны поделиться с другими детьми информацией о том, вблизи каких станций метро расположены православные монастыри и храмы. Можно попросить учащихся найти станцию, возле которой стоит кафедральный храм Христа Спасителя. Это, в свою очередь, прекрасный повод напомнить о трагической истории его разрушения в XX столетии и о возрождении в наши дни. Ведь тем, кто появился на свет после 2000 года, очень трудно представить, что этого огромного величественного собора, в котором многие маленькие москвичи не раз бывали и почти все видели изнутри во время телетрансляций торжественных патриарших богослужений, когда-то не было. Разумно упомянуть и о другом кафедральном храме – Богоявленском в Елохове, несколько десятилетий являвшимся духовным средоточием православной Москвы и всей России. Опыт показывает, что о расположении Покровского женского монастыря, где почивают мощи блаженной Матроны (неподалеку от станций «Марксистская» и «Таганская»), некоторые наши воспитанники 11-13 лет уже хорошо осведомлены. Для остальных знания по православному москвоведению, которыми обладают сверстники, окажутся дополнительным поводом восполнить пробелы в собственном образовании.

Московское метро – почти неисчерпаемый источник тем для просветительских бесед с детьми и даже просто разговоров по душам. Таким образом, достигаются сразу три важные цели. У ребят возникает новый ассоциативный ряд, они закрепляют эти знания и получают новые, и, наконец, осваиваются и чувствуют себя увереннее в нашей обширной подземке.

Ольга Маркелова

prosv22015

Поделиться

Комментирование закрыто