НАГЛЯДНАЯ ИСТОРИЯ

0

Рюриковичи и Романовы встретились на ВДНХ

Открывшийся в переоборудованном 57-м павильоне ВДНХ исторический парк «Моя история» – целый мир, на полное изучение которого надо потратить несколько дней. Пока он включает в себя экспозиции «Романовы» и «Рюриковичи», триумфально представленные Патриаршим советом по культуре на общецерковных выставках-форумах «Православная Русь» в 2013 и 2014 годах. Весной авторы обещают смонтировать здесь третью часть проекта – «1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе». Замкнет цикл в 2017 году экспозиция, посвященная отечественной истории второй половины прошлого века.

IMG_9200

Базис и надстройка

Биография у подбирающегося к полувековому юбилею межотраслевого павильона сложная. В постсоветские годы здание из стекла и бетона сдавали в аренду под торговые точки коммерсантам мелкорозничного профиля, никак не соответствующего пафосному фасаду архитектурного памятника. Разместить здесь исторический парк с подачи Президента страны решили минувшей весной. Поначалу хотели успеть к началу учебного года. Но беспрецедентные для работы подобного масштаба сроки выдержать не удалось.

Донельзя изношенное здание решили до основания разобрать. Поскольку проектная нагрузка на несущие конструкции значительно возрастала, в землю забурили дополнительные сваи. На них и оперся новый стальной каркас.

Дружной команде архитекторов блестяще удался хитрый фокус. Экспозиционная площадь павильона выросла более чем вдвое (с 13 515 до 27 985 кв. м), а общая – почти в полтора раза. При этом ни габариты здания, ни его внешний облик не изменились. Весь секрет – в надстроенной антресоли, образовавшей полноценный второй этаж. Посетители туда могут подняться как по унаследованной от прежних времен парадной лестнице, марши которой фланкируют гигантскую главную трибуну центрального конференц-зала, так и по небольшим лестничным пролетам в боковых секторах. А новые перекрытия теперь поддерживают 72 металлические колонны.

Империя за стеклом

В полном соответствии с современными нормами комплекс адаптирован под нужды маломобильных посетителей: к дверям они смогут подняться по пандусу, а внутри к их услугам лифты. Во входной зоне появился просторный гардероб, служебные «забегаловки» уступили место пяти мультимедийным лекториям, кинотеатру и книжному магазину. Вдоль задней стены формируется еще один необычный компонент парка – кулинарный. Это музей русской трапезы «Вкусная история России: от Рюрика до наших дней» с настоящими печами и вертелом.

IMG_9263

Всего этого в носившем имя «Товары народного потребления» павильоне, равно как и в выставках проекта «Моя история» в Манеже, раньше не было. Теперь о том, что постоянные посетители «Православной Руси» уже могли видеть, и зачем им идти на ВДНХ.

За фасадом разместившегося на площади Промышленности длинного павильона-«стекляшки» – уже не обособленные выставки, а полноценный исторический музей с единой концепцией, четко выстроенной линией повествования и продуманной компоновкой. В его основе – все те же современные мультимедийные носители: сенсорные столы и экраны, лайтбоксы, проекторы, планшетные компьютеры. Но теперь путешествие по лабиринту из 39 залов соткано в единую хронологическую ткань, приводящую к эпохе расцвета Российской империи. И делающую это, кстати, логичнее по сравнению с выставками в Манеже, где сначала демонстрировались «Романовы», а потом – «Рюриковичи».

В центре – преподобный Сергий

В парке пока остается свободное место. Поэтому к услугам посетителей – перманентно обновляемая информация, документы, новые фильмы и видеоинсталляции.

– Мы работаем под девизом «Познавая историю, познаешь себя», – говорит главный редактор проекта «Моя история» Александр Мясников. – Основная цель, которую мы преследовали – сделать историю по-настоящему интересной! Со школьной скамьи у многих к этой науке стойкая неприязнь: отталкивают шаблонные схемы и необходимость заучивать даты. Мы подаем информацию принципиально иначе. От Рюрика до наших дней Россию возглавляли 94 правителя. Что это были за люди, какой след оставили, какими словами мы их вспоминаем? Отвечая на эти вопросы, мы свою жизнь соотносим с теми временами – а это и есть история!

IMG_9237

Разумеется, история Церкви Русской в стороне остаться не могла. Центром музея – как геометрическим, так и смысловым – предстает проекционный медиакупол 20-метрового диаметра. В отличие от предыдущих «изданий» проекта, на этот раз он тут единственный, и посвящен Сергию Радонежского. Это очень символично: правители правителями, но без святых Россия и «Моя история» перестают быть таковыми. Как в кавычках, так и без.

Николай Георгиев


Ивана-царевича отравили ядом кобры

Ящики Пандоры, исчезновение саблицы и пять других малоизвестных фактов отечественной истории от автора проекта Александра Мясникова

В 1492 году, в самом конце седьмого тысячелетия от Сотворения мира, наблюдалась массовая истерия ожидания скорого «конца света». Чтобы переключить внимание народа с «Миллениума», царица София Палеолог предложила супругу передвинуть гражданское новолетие с 1 марта на 1 сентября. Традиционным новогодним подарком с тех пор на Руси становится «сезонный фрукт» – яблоко. Эта традиция так сильно прижилась, что много позднее, когда Новый год праздновался уже 1 января, елки по-прежнему украшали яблоками. Шары сменили их только в 1861 году, когда яблоки не уродились.

Вторая жена Василия III Елена Глинская, помимо Ивана Грозного, оставила в наследство Руси две новые монеты: копейку и саблицу (на ее аверсе изображался всадник с саблей). Первой мы до сих пор пользуемся, а вот вторая почти сразу почему-то сошла со сцены.

Благодаря страдавшим близорукостью первым царям династии Романовых Русь познакомилась с очками. Их миниатюрные «стекла» с диоптриями изготавливались из рубинов и изумрудов.

Петр I осчастливил Россию пуговицами. Эту деталь, считавшуюся в народе сакральным предметом, первое время размещали исключительно на мужском костюме. Во время Северной войны шведский король Карл XII приказывал сразу же срезать с мундиров всех плененных русских пуговицы. История отомстила ему странным образом: заговорщики убили его в спину пущенной из мушкета залитой в свинец русской пуговицей.

Приход европейской моды тоже связан с петровской эпохой. При отсутствии журналов мод ее распространение обеспечивал выходивший из Лондона специальный корабль с двумя парами кукол (мужской и женской) на борту, наряженных в повседневное и праздничное платье. Эти куклы назывались Пандорами, а коробочки с сопутствующими аксессуарами – ящиками Пандоры. По прибытии в русскую столицу кукол моментально копировали и отправляли дальше по стране. Тогда же возникло понятие «провинциальная мода»: пока Пандоры доплывут до Саратова, их наряды успеют устареть!

i300116

А вот общенародное почитание картофеля – заслуга Екатерины II. Около обеих столиц императрица повелела засеять по одному полю заморскими клубнями и выставила охрану. Когда картошка поспела, по одной грядке тщательно выкопали и… демонстративно сняли охрану. К следующему утру оба поля оказались чистыми, а довольное население быстро приняло новый корнеплод.

Персонаж русских сказок Иван-царевич имеет вполне реальный прототип. Это сын Ивана Васильевича III от первой жены Марии Борисовны Иван Иванович «Молодой» (†1490). Когда в 1920-е годы вскрыли его гробницу, выяснилось: он был отравлен ядом кобры.

i300116_3
Цитата: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
В КОЛЫБЕЛИ ИСТОРИИ РОЖДАЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

– История – это опыт, история – это философия жизни, история – это та колыбель, в которой рождается национальная идея. Это то, без чего человек не может жить, без чего он теряет корни, теряет связь с прошлым, а потому становится неспособным устремляться в будущее. Совершенно не случайно, что в 1990-е, да и в последующие годы многие задавали вопрос, где же наша национальная идея. Национальную идею нельзя написать в тиши кабинета, ее нельзя вымучить в угоду настроениям переживаемой эпохи. Национальная идея всегда связана с пониманием своей истории, с осознанием подвига героев, с осознанием подвига своего народа – во имя чего люди жили, что они защищали, ради чего умирали…

Вот эти цели и ценности, ради которых люди жили на протяжении тысячи лет здесь, на нашей земле, – это и есть контуры национальной идеи. И никакая другая идея, какой бы привлекательной, какой бы модной, какой бы современной она ни являлась, не может быть идеей, за которую люди стали бы отдавать свою жизнь.
(Из приветственного слова при открытии исторического парка)

i300116_2

схема_парка

Что почем: ценник по парку

• В отличие от экспозиций в рамках всероссийской общецерковной выставки-форума «Православная Русь», за вход в исторический парк придется заплатить. Впрочем, для весьма обширных категорий – дошкольников, организованных групп школьников, ветеранов войн, военнослужащих-срочников, обитателей домов престарелых, детей-сирот, инвалидов I и II групп, а также инвалидов детства и детей-инвалидов – вход свободный.

• Цена билета для других визитеров зависит от дня посещения. С понедельника по четверг обычный билет на любую из экспозиций («Рюриковичи» и «Романовы») стоит 300 руб., а в пятницу, в выходные дни и в праздники – 400 руб. Обе экспозиции можно осмотреть за 500 и 700 руб. соответственно. Цена билета на одну экспозицию для студентов-очников и пенсионеров – 200 (300) руб., для детей в возрасте от 7 до 17 лет – 150 (200) руб.

• Можно заказать и экскурсии. Для группы школьников с понедельника по четверг подобная услуга (по одной из экспозиций) предоставляется за 200 руб., в остальные дни – за 300 руб; для группы взрослых – за 350 (450) руб. Индивидуальный гид обойдется в 4000 (5000) руб. на группу до семи человек. Аудиогид по любой из экспозиций (на русском или английском языке) на два часа можно арендовать за 300 рублей (льготным категориям они предоставляются за 200 рублей).

Поделиться

Комментирование закрыто