О ЧЕМ МОЛЧАЛ ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР КИСЕЛЕВ

0

Полтора десятка лет назад в Россию вернулся духовник власовской армии

Те, кому довелось посещать Донской монастырь в 1990-е годы, наверняка помнят удивительную пожилую пару: благообразный седой священник, бережно взяв под руку свою супругу, медленно прогуливался по дорожкам некрополя, изредка останавливаясь перед могилами и читая имена похороненных здесь людей. Это был протопресвитер Александр Киселев с матушкой Каллистой. История его жизни типична для людей того поколения. Выходец из тверских дворян, после революции он с родителями переехал в Эстонию, здесь женился и стал священником. Одно время он был настоятелем храма, где диаконом служил Михаил Ридигер – отец будущего Патриарха. Сам десятилетний Алеша Ридигер прислуживал тогда настоятелю в алтаре.

Потом была война с Германией, во время которой отец Александр окормлял войска генерала Власова. Часто пишут, что он являлся духовником самого Власова, но отец Александр это категорически отрицал, рассказывая, что бывший советский генерал и любимец Сталина был обыкновенным безбожником, хотя и благородным человеком.

отец Александр Киселёв

отец Александр Киселёв

После войны отцу Александру, естественно, путь на Родину был закрыт. В Мюнхене он возглавил общину перемещенных из Советского Союза лиц. Храма у них не было, но американцы, которые здесь правили бал, отдали для нужд общины бывшее здание национал-социалистической партии. Впрочем, это были всего лишь развалины, но русские люди, ведомые своим пастырем, с большим энтузиазмом восстанавливали этот дом. Здесь произошло чудо, о котором отец Александр не уставал рассказывать. Среди развалин офиса нацисткой партии они нашли написанный на металле небольшой образ преподобного Серафима Саровского. Отец Александр никогда не расставался с ним. В какой-то степени преподобный Серафим помог ему вернуться на Родину и найти здесь последнее пристанище.

В 1991 году на чердаке Казанского собора в Петербурге, который тогда был еще музеем атеизма, нашли мощи святого Серафима Саровского. Сначала их на поезде перевезли в Москву, после чего крестным ходом перенесли в Дивеево.

Отец Александр Киселев не мог остаться в стороне от этого грандиозного события. Несмотря на свой преклонный возраст, он прошел весь путь от столицы до Дивеевского монастыря вместе со множеством богомольцев. Его поразила горячая, искренняя вера советских людей. Оттуда, из-за кордона, русским эмигрантам казалось, что вера на Родине истреблена, загнана в подполье. Они чувствовали себя миссионерами, которые должны заново крестить Русь и просветить ее. А оказалось, что не они должны учить вере народ, живший в СССР, а сами должны многому здесь научиться. «Дайте нам от елея вашего!» – как-то воскликнул отец Александр, обращаясь к прихожанам на проповеди в Донском монастыре, и это был искренний вопль души.

К 1991 году отец Александр находился в юрисдикции Русской Церкви Заграницей, одно время даже исполнял роль секретаря митрополита Виталия (Устинова). В Россию на перенесение мощей преподобного Серафима он поехал вопреки воле своего священноначалия, а после того как взял благословение у Патриарха Алексия II, своего бывшего алтарника, и это попало в телеэфир, был запрещен в священнослужении у себя в США.

Тогда он написал открытое и очень откровенное письмо синоду Зарубежной Церкви, где делился своими впечатлениями о поездке в Россию; писал о возрождении храмов и монастырей, говорил о том, что зарубежный Синод по указу Патриарха Тихона может действовать только до момента освобождения России и нашей Церкви от безбожных властей.

После этого письма он отказался подчиняться митрополиту Виталию. Он перешел в Православную церковь в Америке (вернуться в Московский Патриархат было бы вызовом) и по приглашению нашего Патриарха переехал с матушкой в Москву. Ему было выделено помещение в Донском монастыре, где они жили мирно до самой кончины. Там они и похоронены.

Мы много с ним гуляли по кладбищу Донского монастыря, много о чем говорили. Однако он всегда старался избегать две болезненные для себя темы: это генерал Власов и Русская Зарубежная Церковь.

Владимир Щербинин

Поделиться

Комментирование закрыто