БРАК ЧЕСТЕН

0

Упорядочение практики совершения браков. Комментарии к тексту документа Межсоборного присутствия.


Дискуссия развивается по нескольким направлениям: что считается церковным браком; кого можно венчать, а кого нельзя; кого причащать Святых Христовых Таин, а кому запретить доступ к таинству; церковный развод.
Прежде чем рассматривать комментарии, требуется сделать замечание и к самому тексту документа. Видимо, как в дальнейшем юридически значимому документу, к тексту необходима преамбула, поясняющая, как Святая Церковь видит брачные отношения и что такое таинство Брака, то есть что такое норма. Строгость христианского брака продиктована контекстом вечности. Когда мы говорим о том или ином устроении общественных отношений, в данном случае – об институте семьи и брака, необходимо помнить, что душа человеческая бессмертна, что тело человека также бессмертно и ждет великого и страшного дня всеобщего воскресения. Если рассматривать брачные отношения вне контекста вечности, то предостережения Святой Церкви кажутся непонятными и неоправданно строгими: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 7-9), (Еф. 5, 31). По обетованию Божию мы знаем, что на Страшном Суде откроются все дела человеческие и помышления. Радость воскресения будет неполной, если рядом человек не увидит своих родных и близких, за которых в земном своем бытии возносил молитвы, вместе с ними причащался из одной Чаши Тела и Крови Христа Бога нашего. Церковь уже сейчас, в нашей временной жизни, готовит своих чад к искреннему и непостыдному принятию Суда Божия. В Евангелии сказано, что в Царствии Небесном не женятся, а пребывают в радости общения с Богом. Оставив в стороне тайну, когда двое становятся одной плотью, житейская практика показывает, что встреча двух жен одного мужа (или двух мужей одной женщины), пусть и гипотетическая, не пройдет без огорчений и укоров в первую очередь к мужу, который обещался лишь одной на всю жизнь. А ведь они обязательно встретятся! И от этого предостерегает Святая Церковь.

Почему тогда Церковь допускает вступление мужчины и женщины во второй брак? Это происходит, дабы удержать людей от большего греха, совершаемого, как сказано в Евангелии, «по жестокосердию» (Мф. 19, 8; Мк. 10, 5). Это значит, что люди, которые уже не могут жить вместе, зачастую всячески изводят друг друга, могут даже пойти на смерто­убийство ради устроения своей дальнейшей личной жизни. Примеров тому достаточно в криминальных хрониках и художественной литературе.

У неверующих тоже может быть честный брак, основой которого становится любовь, словами апостола Павла: «…Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…» (Рим. 2, 14-15). Но нельзя назвать честное сожительство людей таинством. Поэтому венчаются и великовозрастные пары, и прочитываются над ними молитвы, как над молодыми, ибо Церковь живет вне времени. Жизненная сила Церкви есть Дух Святой! Таинство Брака – это то таинство, где Церковь не является его источником, точнее, через Церковь деяние людское становится таинством. Если люди венчались, но не живут вместе, как это предполагается в браке, такое сожительство вряд ли можно назвать таинством, ведь такой жизнью пренебрегается благословение Церкви на брачное житие и рождение детей. Нет церковного развода. Благословение правящего архиерея на повторный брак означает лишь констатацию со стороны Церкви, что первый брак перестал существовать, то есть условий, при котором брак был таинством, больше нет. Причины разрушения брака как раз и изложены в документе Межсоборного присутствия.
Много нареканий вызывает в комментариях причащение людей, состоящих в браке, не освященном таинством Венчания. Супружеские пары, живущие в честном браке, но по тем или иным причинам не получившие церковного благословения, необходимо причащать Святых Христовых Таин, наставляя их на путь к таинству Венчания. Святая Церковь не может оставить своих чад без возможности покаяния и душевного врачевания.
В тексте документа об упорядочении практики совершения браков (в частности, повторных) разумно обойден стороной вопрос о рождении детей вне брака. Видимо, до сих пор сказывается опыт Великой Отечественной войны с ее многомиллионными жертвами и гибелью значительной части мужского населения. Безусловно, внебрачные отношения между мужчиной и женщиной – это грех. Но когда эти отношения становятся явными через рождение чада, хочется удержать родных и близких от чрезмерного порицания. Потому что женщина в такой ситуации стоит перед выбором: родить ребенка и принять на себя осуждения и порицания окружающих или пойти на убийство – сделать аборт, тог­да никто ничего не узнает. Убийство неродившегося ребенка – страшный грех, который сильно калечит душу и оставляет неизгладимый след на всю жизнь. Женщине предлагается непростой выбор – скрыть один грех другим, еще большим, но остаться в глазах общества добропорядочной. Решиться на рождение ребенка в такой ситуации сродни подвигу. Поэтому подумайте те, кто берется осуждать женщину, «нагулявшую на стороне».
Основы брака закладываются в семье, прежде всего не словами и поучениями, а добрым примером. Как идеал православной семьи, в свете вышесказанного глубоко верующему человеку ближе пример Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия, нежели Петра и Февронии Муромских. Кирилл и Мария воспитали троих сыновей, один из которых стал великим печальником и светильником земли Русской, претерпели множество житейских невзгод, остались верными Господу. Из жития Петра и Февронии Муромских мы знаем о необычных, не свойственных христианским традициям обстоятельствах знакомства и брака, а также о бездетности княжеской четы. А ведь со времен Ветхого Завета и по нынешний день в народе чадородие и многочадие считаются Божиим благословением. Однако современному миру пример Муромских святых ближе и понятней, что необходимо для проповеди Православия.
Итак, честный брак без благословения Церкви не блуд и не таинство. Нечестный брак, даже венчанный, – блуд или прелюбодеяние. Только честный брак, освященный Церковью, есть таинство. Повторные браки, разводы даны для того, чтобы человек по слабости плоти не впадал в худшее прегрешение. Тем не менее не должно быть гнушения второбрачными и третьебрачными, так как Церковь освятила эти союзы своим благословением через священника, усмотрев покаянный настрой и твердое желание прожить оставшуюся жизнь по-христиански. Имущественные отношения лиц, живущих в браке, лежат в иной плоскости и к таинству Венчания не имеют никакого отношения. В настоящее время они регулируются гражданским законодательством и брачным соглашением.

Диакон Сергий Правдолюбов

Поделиться

Комментирование закрыто