ПРИБЕГАТЬ ЛИ В ТЕЛЕСНОМ НЕДУГЕ К ПОМОЩИ ВРАЧЕЙ ИЛИ ЖЕ НАДЕЯТЬСЯ ТОЛЬКО НА ГОСПОДА?

0

Отвечает протоиерей Олег Стеняев

Сказано: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание…» (Сир. 38,1-2). Святитель Василий Великий учил: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду». Иными словами, врач поможет нам, если на то будет воля Господа. Надеяться же только на одних врачей опасно, врачевание надо совместить с глубоким упованием на волю Божию. Об одном нерадивом еврейском царе сказано в Писании: «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего» (2 Пар.16, 12-13).

Видите, этот царь умер, потому что в болезни своей не взыскал Бога. С другой стороны, болезнь может быть совершенно невыносимой, о таком случае святитель Феофан Затворник писал: «Кто не чувствует мужества терпеть болезнь, то лучше прибегать к лекарям, все же помощь ожидая от Бога, ибо Он вразумляет лекарей».

Но надо помнить: болезнь бывает к смерти, и видеть в этом волю Божию и благо для самого себя. Ибо посылаемая от Бога смерть есть врачевание для человеческой души, очищение тела от тления и приготовление его через воскресение к вечной жизни. В таком случае смерть надо воспринимать как последнюю епитимью от Бога. Преподобный Антоний Великий учил: «Смерть для людей, которые понимают ее, есть бессмертие, а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а бояться надо погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души».

Но бывают болезни и для того, чтобы мы исправили эту земную жизнь и продолжали жить, удаляясь от греха и всякой скверны: «ибо страдающий плотию, перестает грешить» (1 Пет. 4,1). Ведь как смерть от Бога, так и выздоровление от Него. Святитель Феофан писал: «Все от Бога, Он попускает поболеть, и Он же окружил нас способами врачевательными». Наконец, иногда Господь продлевает жизнь человека грешного, видя, что он пока еще не готов к смерти: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2,4).

Опубликовано: №20 (609) октябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто