СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН И ФИЛАРЕТОВЦЫ: ДИСКУССИЯ СКВОЗЬ СТОЛЕТИЕ

0

История учит тому, что ничему не учит?

patriarh-tihon

Святитель Тихон Московский

Кто не помнит своей истории, тот лишен будущего – эти известные слова в наши дни можно услышать и в личных беседах, и в публичных диспутах. Однако для многих людей они остаются мёртвым лозунгом, а не поводом для живого осмысления. В апреле мы отметили 90-летие со дня преставления святителя Тихона Московского – человека, изучение жизненного пути которого может многое объяснить в сегодняшних украинских событиях.

Церковь вне политики

О святителе Тихоне зачастую говорят с неохотой – как о некоем «добром старичке», «потерявшемся» на фоне большевистского террора. Меж тем историки утверждают: именно этот человек сохранил Православную Церковь в России, а его действия послужили основой для процессов нынешнего духовного возрождения.

Суть его подвига особенно понятна в наши дни – на фоне трагических событий на Украине. Всё чаще эксперты начинают вспоминать о духовной основе переворота в Киеве, и в роли индикатора выступает лжепатриарх Филарет. Его заявления в оправдание убийства мирных жителей на Донбассе, награждение посмертно карателя с позывным «Сатана» – лишь видимые «камни», которые Филарет раз за разом кидает в историю Церкви, подменяя христианские заповеди политической конъюнктурой.

И здесь самое время обратиться к истории. Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктор церковной истории протоиерей Александр Мазырин напоминает: в своё время Патриарха Тихона активно склоняли к активному участию в политике. Например, призывали благословить Белое движение. Но он, наверняка симпатизировавший белогвардейцам, отказался. Почему Патриарх открыто обличал чинимые большевиками убийства, но устранялся от вовлечения Церкви в гражданскую войну? Он твёрдо держался линии церковной аполитичности. И даже осенью 1919 года, когда армия Деникина подходила к Туле, и казалось, что ещё немного – и советская власть падёт, Патриарх Тихон призывал духовенство всячески устраняться от политической борьбы. «Он понимал: победителя в гражданской войне быть не может, а белые не несут спасения России. В сегодняшней Украине в словах и поступках расстриги Филарета мы видим этому полную противоположность», – поясняет отец Александр.

Здравствуйте, батька Махно

Оказаться вне политики в смутное время – гарантированно превратить себя в мишень для угроз и проклятий. Но только так можно было сохранить Церковь, избежать её превращения в политический инструмент манипуляции народным сознанием. В начале ХХ века в России новая власть такой инструмент смастерить пыталась – в виде обновленческой «живой церкви», представителей которой которую в народе прозвали «красными попами». На Украине в наши дни в роли «обновленцев» выступают «филаретовцы», которые где-то силой, где-то хитростью заполучили более двух тысяч приходов по всей стране.

«Киевский патриархат – это «махновщина», только в церковном поле, – замечает член Совета Федерации РФ Сергей Щеблыгин. – Напомню, что Филарет объявил сам себя «патриархом», потому как обиделся, что в свое время избрали Патриархом Московским не его, а Алексия II. С тех пор киевский патриархат – это псевдоцерковное сообщество, с которым не имеет литургического общения ни одна из поместных Церквей».

Обратим внимание, как публичные заявления Филарета, грубо противоречащие заповедям Божиим и просто человеческому пониманию о нравственности, резко контрастируют с красноречивым «молчанием» митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и Святейшего Патриарха Кирилла. Хотя молчание это условное и не понятно лишь атеистическому сознанию. Ведь во всех храмах Московского Патриархата ежедневно (!) совершается сугубая молитва о мире на Украине.

Что такое хорошо: надежда на социокультурные коды

Киевская автокефалия в наши дни, как и в начале ХХ века, открыто пытается расколоть единую для двух народов Православную веру. «Автокефальное движение на Украине ещё в начале ХХ века было тесно связано с петлюровщиной, а во время фашистской оккупации действовало под протекторатом фашистских властей. Сегодня оно пытается найти форму в рамках киевского псевдопатриархата» – считает о. Александр Мазурин.

Меж тем проблема эта не ограничивается географией. Как отмечает Сергей Щеблыгин, сегодня именно Православие становится оплотом цивилизационных ценностей, которые Запад уничтожает вместе с основными моральными достижениями христианства. В норму нравственного закона там вводится то, что является явным отклонением от нормы (например, в Великобритании юридически зафиксирована возможность рождения ребенка от… трёх родителей!)

Святитель Тихон вступал на престол под пушечные залпы у самого Кремля. Новый Патриарх, вопреки официальной советской истории, не молчал: в своём январском послании 1918 года он активно обличал жесткость новых правителей: «Властью, данною нам от Бога, запрещаю вам приступать к Тайнам Христовым. Анафематствую вас, если вы только носите ещё имена христианские, хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Социокультурные коды всё равно на Украине рано или поздно возьмут верх, убеждён Сергей Щеблыгин: «Через годы коммунизма я пронес детские воспоминания, как бабушка ведет меня в Великую субботу святить куличи и творожную пасху. Тогда я мало что понимал, но заложенная традиция Святой Руси проросла во мне со временем. И на Украине зомбирующий эффект СМИ, медиа-пропаганды пройдёт, и возобладает понимание: всё, что работает на единство наших народов – хорошо, а всё, что несёт раскол – плохо».

Никита Вятчанин

Поделиться

Комментирование закрыто