ВОЛ, ОСЕЛ И ОВЦЫ С КОЗАМИ

0

Восстанавливаем рождественскую иерархию братьев меньших

В текстах Священного Писания мы не найдем упоминаний животных, которые присутствовали при рождении Спасителя или как-то связаны с этим великим событием. Чтобы немного узнать о животных, окружавших ясли с малюткой Христом, будем полагаться на Священное Предание (в частности, на иконописную традицию), затем – на народные обычаи.

Символы человеческой цивилизации

Эта традиция зафиксирована в иконописном каноне изображения Рождества Христова. На иконе мы видим, как позади яслей из глубины пещеры выглядывают двое животных – вол и осел.

Изображение этих давних помощников человека имеет символическое значение. Вол как чистое и жертвенное животное символизирует народ израильский, а осел как животное, не пригодное в пищу, но неизменно трудящееся, – все языческое сообщество людей. Осел позже в Священной истории послужит Господу при входе Его в Иерусалим перед Страданиями. Итак, свидетелями Рождества и наступления новой эры становятся как богоизбранный народ, так и все человечество, которому будет возвещено о спасении.

Первыми пришли поклониться рожденному Спасителю, услышав ангельское пение, пастухи. Пасли они, скорее всего, овец и, возможно, коз. Овцы – евангельский символ людей Божиих, идущих за своим пастырем, а ягненок, агнец является образом Самого Сына Божия. В первые века христианства в римских катакомбах Христа изображали в виде агнца.

Верблюд у вертепа

Также и волхвы, пришедшие издалека поклониться Спасителю, свой нелегкий путь совершили не без помощи животных, а именно – верблюдов. Если следовать тексту Евангелия, где говорится, что волхвы после поклонения Богомладенцу иным путем отошли в страну свою (Мф. 2, 12), смеем предположить, что верблюды путешественников тоже были возле вертепа Рождества.

В западной традиции с Рождеством принято связывать еще одно животное. Это олень – правда, без уточнения, северный или благородный, в прошлом обитатель европейских лесов. Основание для такого высокого звания оленя мы находим в Псалтири: Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже (Пс. 41, 2). Чистота источника и стремящегося из него напиться стала символом непорочного Рождества Спасителя. Потому и повозка раздающего подарки святителя Николая запряжена именно оленями.

Большое свинство

Теперь дадим простор народному творчеству – точнее, праздничным открыткам, на которых представлена вся палитра рождественских животных от лошадок до свиней.

Свинья также глубоко символична. Связано это с именем основателя монашества – преподобного Антония Великого. Именно в традиции западных христиан свинья ассоциируется с этим святым. Уже в Средние века свиней разводило Антониевское братство, имевшее особые привилегии держать стадо свиней в городе. Использовали тогда свинину для кормления больных, выздоравливающих после операции по удалению источника гангрены (Антониев огонь). В сказках Андерсена можно прочитать о печенье в виде сахарной свинки. Для немцев свинья олицетворяет богатство, и ее изображение можно найти среди других атрибутов счастья и достатка: подковы, мешка с деньгами или горы золотых монет. Именно отсюда идет традиция изготавливать копилки в виде свинок. Обязательное блюдо немецкого ­новогоднего стола – свиной окорок или свиная голова – присутствует как на немецких, так и на отечественных рождественских и пасхальных открытках. Правда, свиней на Руси, несмотря на все немецкое влияние, почитать не принято: все помнят, что в евангельских и других богослужебных текстах они предстают как «нечистые» животные (не в религиозном, а в бытовом плане). А вот ели их издавна с большим удовольствием (подробнее об этом читайте на с. 8).

Птица-тройка

Неизменным символом Рождества и праздничных гуляний на Руси стала тройка лошадей. Несущаяся с бешеной скоростью, взбивающая снежную пыль копытами, олицетворяющая молодецкую удаль, заставляющая барышень вскрикивать от страха и восторга… Как же этот символ России не посвятить Рождеству!

С птицами примерно та же история. Европейские малиновки стали более привычными глазу русскими снегирями – столь же нарядными и веселыми.

Сергей Любимов

Кто же не лайкает котиков?

Что может быть милее котят?! И не надо думать, что умильные котики – это изобретение века соцсетей: первые рождественские открытки с ними появились добрых 130 лет назад.

Опубликовано: №1­­­-­2 (638-639) январь 2018

Поделиться

Комментирование закрыто