ВРЕМЯ ПОДВИГА

0

Из духовного наследия митрополита Симона (Новикова) (1928–2006)

Пост имеет двоякую цель: ослабить в нас страсти и укрепить нашу волю в добре через послушание воле Божией. Воздержание в пище нужно, чтобы укрепить духовные силы человека и помочь достичь внутренней собранности.

Во время поста христианин смиряет себя пред Богом. И в то же время с помощью Божией человек делает усилие, чтобы пойти навстречу милующей и спасающей благодати Божией.

«Постящеся телесне, – напоминает нам Святая Церковь, – постимся и духовне», – то есть будем воздерживаться от гнева и раздражительности, от зависти и гордости, от осуждения других.

Святые отцы учат: для того чтобы избавиться от гнева и раздражительности, нужно добиваться, чтобы разум господствовал над чувством. К примеру, святитель Григорий Богослов считал потерянным для себя тот день, когда был борим гневом и раздражительностью, ибо он чувствовал, что после этого терял дерзновение пред Богом на молитве. Для того чтобы исполнить заповедь Божию – не воздавать злом за зло – святитель Григорий Богослов поступал так: «Кто-то, – говорит он, – угрожает мне сделать зло, а я угрожаю ему, что буду терпеть. Осеняю себя при этом крестным знамением и чувствую тогда прилив силы и рассудительности, которые и помогают мне победить гнев».

Второе, с чем встретится каждый из нас с первых дней Великого поста, – это осуждение. Мы ясно будем видеть недостатки других, и начнем падать через осуждение и удаляться от Бога. Мы часто оправдываем себя словами: «Я ведь не осуждаю кого-то, а только рассуждаю». Но будем помнить, как трудно отличить рассуждение от осуждения. Поэтому когда касаешься грехов, то лучше и не рассуждать, чтобы не впасть в осуждение.
post
В течение Великого поста предстоит нам подвиг покаяния. Покаяние – значит исправление. Каждый из нас во время Великого поста будет приступать к таинству Исповеди и Евхаристии. В таинстве Исповеди Господь готов простить все наши грехи, но хочет, чтобы и мы простили все своим ближним.

Вот идеал человека мирного, то есть к чему мы должны стремиться: бранят – не оскорбляться, хвалят – не превозноситься, в беде – не малодушествовать. Для этого нужно приобрести добродетель смирения. Если хотим, чтобы грядущий пост был угоден Богу и спасителен нам; если хотим, чтобы молитва была благоприятна Богу; если хотим, чтобы покаяние наше было спасительно для нас, а Причащение Святых Христовых Таин животворно, то примиримся друг с другом и с примиренным сердцем пройдем поприще Великого поста.

Поделиться

Комментирование закрыто