Ариадна Рыбакова: «Управлять хором меня поставил митрополит Питирим»
Выпускница дирижерского-хорового фаультета Гнесинского музыкального училища Ариадна Рыбакова – дочь регента Владимира Агафонникова, руководившего многими церковными хорами в Москве и в Подмосковье, а с 1971-го года возглавлявшего «правый» хор храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. Эту церковь в самом центре столицы, в Брюсовом переулке, часто называют приходом столичной интеллигенции. Молитва не прерывается здесь вот уже четыреста лет.
– Ариадна Владимировна, ваш хор приближается к весьма солидному юбилею…
– Да, нам скоро полвека!.. О нас знают благодаря митрополиту Питириму (Нечаеву; † 2003), возглавлявшему Издательский отдел Московской Патриархии. Став настоятелем этого храма, он и создал хор, в котором мне – тогда простой певчей – предложил быть регентом. И потом в решении многих вопросов, которые касались даже и моей личной жизни, также участвовал Высокопреосвященнейший Питирим. К нему можно было придти с любой болью, и он умел находить общий язык со всеми. Мог говорить и с самой простой старушкой где-нибудь в провинции, и с профессиональным музыкантом. Как-то все понимал и мог во всем разобраться. Именно благодаря митрополиту Питириму мы впервые выехали в 1988-ом году на зарубежные гастроли, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Потом побывали в Германии – тогда еще в ГДР, в Греции и Швеции, до самой Японии добрались. В Швейцарии довелось выступать вместе с Николаем Геддой – великим русским тенором из Стокгольма, которому в этом году будет 90 лет.
– После кончины владыки Питирима многое изменилось?
– Нет, так сказать нельзя. Был в нашем храме некоторый период «затишья», но сейчас, с приходом нового настоятеля протоиерея Николая Балашова, приходская жизнь снова активизировалась. Прихожан, особенно молодых, стало больше. А сколько причастников! Важно, что заложенные митрополитом Питиримом традиции возрождаются.
– Но в то же время иные «знатоки» и Гедду, и ваш хор упрекали в «концертном» исполнении церковной музыки …
– И напрасно. Мы поем как партес, так и знаменный распев, и «Стрелецкую» Херувимскую (специалистам известно, сколь сложен этот материал). Оптимальный подход для современного клироса – чередование стилей, когда на службе звучит и знаменное пение, и Архангельский с Чесноковым, и Бортнянский.
– Говорят, на клиросе вашего храма пели Нежданова, Козловский…
– Да, это так. Более того, Иван Семенович уже, будучи совсем в преклонных летах, хотел спеть вместе с нашим хором, но не случилось. Он ведь был прихожанином этой церкви до последних дней. Помню его всегда на Пасху в левом приделе, со свечой в руках. А ведь многие из известных людей боялись сюда заходить – времена такие были… Хорошие исполнители не всегда решались придти петь в церковный хор. Я сама одновременно с регентством преподавала в музыкальной школе – на меня, знаете ли, косо посматривали… Но тогда на приходах легче было с финансами. Сегодня заманить к себе хорошего певца непросто: все хотят заработать побольше.
Беседовал Александр Казанский
Фото Владимира ХОДАКОВА
Справка. Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (первоначально деревянный) был освящен в начале XVIIв., с тех пор никогда не закрывался. В главном приделе находится особо чтимая святыня – чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших». Перед ним в начале ХХ века венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон.