ЗДЕСЬ ПЕЛИ КОЗЛОВСКИЙ И НЕЖДАНОВА

0

Ариадна Рыбакова: «Управлять хором меня поставил митрополит Питирим»

Выпускница дирижерского-хорового фаультета Гнесинского музыкального училища Ариадна Рыбакова – дочь регента Владимира Агафонникова, руководившего многими церковными хорами в Москве и в Подмосковье, а с 1971-го года возглавлявшего «правый» хор храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. Эту церковь в самом центре столицы, в Брюсовом переулке, часто называют приходом столичной интеллигенции. Молитва не прерывается здесь вот уже четыреста лет.

Ариадна Рыбакова

Ариадна Рыбакова

– Ариадна Владимировна, ваш хор приближается к весьма солидному юбилею…
– Да, нам скоро полвека!.. О нас знают благодаря митрополиту Питириму (Нечаеву; † 2003), возглавлявшему Издательский отдел Московской Патриархии. Став настоятелем этого храма, он и создал хор, в котором мне – тогда простой певчей – предложил быть регентом. И потом в решении многих вопросов, которые касались даже и моей личной жизни, также участвовал Высокопреосвященнейший Питирим. К нему можно было придти с любой болью, и он умел находить общий язык со всеми. Мог говорить и с самой простой старушкой где-нибудь в провинции, и с профессиональным музыкантом. Как-то все понимал и мог во всем разобраться. Именно благодаря митрополиту Питириму мы впервые выехали в 1988-ом году на зарубежные гастроли, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Потом побывали в Германии – тогда еще в ГДР, в Греции и Швеции, до самой Японии добрались. В Швейцарии довелось выступать вместе с Николаем Геддой – великим русским тенором из Стокгольма, которому в этом году будет 90 лет.

– После кончины владыки Питирима многое изменилось?
– Нет, так сказать нельзя. Был в нашем храме некоторый период «затишья», но сейчас, с приходом нового настоятеля протоиерея Николая Балашова, приходская жизнь снова активизировалась. Прихожан, особенно молодых, стало больше. А сколько причастников! Важно, что заложенные митрополитом Питиримом традиции возрождаются.

– Но в то же время иные «знатоки» и Гедду, и ваш хор упрекали в «концертном» исполнении церковной музыки …
– И напрасно. Мы поем как партес, так и знаменный распев, и «Стрелецкую» Херувимскую (специалистам известно, сколь сложен этот материал). Оптимальный подход для современного клироса – чередование стилей, когда на службе звучит и знаменное пение, и Архангельский с Чесноковым, и Бортнянский.

– Говорят, на клиросе вашего храма пели Нежданова, Козловский…
– Да, это так. Более того, Иван Семенович уже, будучи совсем в преклонных летах, хотел спеть вместе с нашим хором, но не случилось. Он ведь был прихожанином этой церкви до последних дней. Помню его всегда на Пасху в левом приделе, со свечой в руках. А ведь многие из известных людей боялись сюда заходить – времена такие были… Хорошие исполнители не всегда решались придти петь в церковный хор. Я сама одновременно с регентством преподавала в музыкальной школе – на меня, знаете ли, косо посматривали… Но тогда на приходах легче было с финансами. Сегодня заманить к себе хорошего певца непросто: все хотят заработать побольше.

Беседовал Александр Казанский
Фото Владимира ХОДАКОВА

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм Воскресения Словущего
на Успенском Вражке

Справка. Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (первоначально деревянный) был освящен в начале XVIIв., с тех пор никогда не закрывался. В главном приделе находится особо чтимая святыня – чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших». Перед ним в начале ХХ века венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон.

Поделиться

Комментирование закрыто