ЗЕМЛЯ ГЕРОЕВ

0

Столетие Братского кладбища

kladb0515На Братском кладбище сохранились диагональные усадебные дорожки, росли деревья, могилы были аккуратно покрыты дерном. Некрополь разделялся на несколько секторов, поскольку здесь хоронили не только православных, но и мусульман, иудеев, лютеран. Кладбище отражало выстраданное веками умение россиян жить вместе.

Новая жизнь «Сада села Всехсвятского»

183677_640В годы Первой Мировой войны Москва, находившаяся в глубоком тылу, стала крупным эвакуационным центром, куда с передовой санитарными поездами ежедневно доставляли тяжелораненых. Под их размещение были отданы не только многие медицинские учреждения Первопрестольной, но и учебные заведения, рестораны, трактиры и частные дома. Московские врачи в эту тревожную пору трудились, не покладая рук, однако многих солдат и офицеров, попавших под град немецкой шрапнели, обмороженных, отравленных газами, спасти не удавалось. Местом их погребения становились городские кладбища. Сюда же привозили хоронить москвичей, павших на фронте.

Ввиду возросшей потребности в земле для воинских захоронений, город приобрел бывшее имение kladb0515_1царевичей Грузинских, возвышенно именовавшееся «Сад села Всехсвятского». Здесь было устроено Братское воинское кладбище. Его открытие состоялось 15 февраля 1915 года. Первыми воинами, нашедшими здесь свое упокоение, стали казачий сотник Виктор Иванович Прянишников, убитый в сражении под Сарыкамышем на Кавказском фронте (бывший питомец Московского Алексеевского военного училища), нижние чины – старшие унтер-офицеры Филипп Папков и Андрей Анохин, ефрейтор Георгий Гутенко и рядовой Яков Салов. В августе того же года здесь состоялась закладка мемориального храма Преображения Господня с приделами Архангела Михаила и апостола Андрея Первозванного по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева, к слову, впоследствии спроектировавшего мавзолей вождя мировой революции. Пятикупольный храм в стиле московского зодчества XVII века был освящен уже в 1918 году, однако простоял недолго. Недолгим, увы, оказалось и существование воинского некрополя во Всехсвятском…

Столетие спустя в праздник Сретения Господня православные москвичи вновь собрались на Братском кладбище. От храма Всех Святых на Соколе крестным ходом они проследовали к Преображенской часовне, возведенной на территории бывшего кладбища в память о некогда стоявшем здесь храме, правда, самое церковное здание – кстати – последний храм, построенный в Москве до революции, – находилось на месте улицы Луиджи Лонго и части дома 13/3 по Новопесчаной улице.

Игры на костях

В советское время бывший воинский некрополь в полной мере испытал на себе последствия борьбы с «классово чуждым элементом», а таковыми в одночасье стали все те, кто сражались за Веру, Царя и Отечество. Кресты и надгробия на их могилах уничтожались. В 1932 году по личному указанию Сталина был взорван храм Преображения Господня и разобрана кладбищенская часовня. Одновременно с этим, за несколько дней были уничтожены почти все кресты и надгробия над захоронениями героев на Братском кладбище, как символы империалистической войны и свергнутых реакционных классов. При этом сровняли с землей и могилы красноармейцев, красных командиров и летчиков, надругавшись над памятью и своих героев.

kladb0515_2Часть окраинной территории Братского кладбища была превращена в мусорную свалку и место для выгула собак. В центральной части Некрополя устроили место для увеселений и отдыха. Построили деревянную танцплощадку. На ней несколько дней подряд играл духовой оркестр. Но произошло нечто по тем временам невиданное: почти никто на танцы не пришел. Москвичи не захотели осквернять это место.

В 1941–42 годах на территории Братского кладбища находилась позиция нескольких зенитных орудий, прикрывавших небо Москвы. Воины-зенитчики и мирные жители, погибшие от налетов, были похоронены в братской могиле близ ограды Братского кладбища. Обелиск простоял до конца 1940-х годов. Потом и он был снесен.

В период с 1950-х по 1970-е годы окраины Братского кладбища были застроены домами.
Однако центральная часть Некрополя (в липовой роще позади кинотеатра «Ленинград») не была затронута и сохранилась вместе с погребениями героев Первой мировой войны в земле. То, что новоселье москвичи справляют фактически на костях, никого в ту пору особенно не беспокоило. И сегодня лакомый кусок земли в престижном районе столицы многим не дает покоя. Причем, если потенциальным застройщикам попросту неведома история Братского кладбища, то уж местные-то чиновники знать ее обязаны.

Однако дал же кто-то из них добро на возведение посреди бывшего кладбища детской площадки! Она и сейчас сиротливо ютится между высоких кладбищенских деревьев, многие из которых растут здесь со времен первых захоронений. И на площадке по-прежнему гуляют дети.

К сожалению, далеко не все относятся к памяти павших с благоговением. Об этом с горечью напомнил участникам церемонии клирик храма Всех Святых на Соколе священник Алексий Авдюшко, подчеркнув, что Братский некрополь «не парк, не место выгула собак и встречи студентов. В парке все это возможно, но здесь именно кладбище. Здесь лежат герои, отдавшие жизнь за Россию». Отметив, что жертвенный подвиг русских солдат это «плод воспитания в православных традициях, потому что положить жизнь за ближнего – христианская добродетель, и в православном понимании защитник Отечества действительно герой, и имя его должно славиться в веках». Он констатировал, что нигде в мире с массовыми воинскими захоронениями Первой Мировой время не обходилось столь безжалостно.

В будущее – с надеждой

Звучит, конечно, парадоксально – какое будущее может быть у заброшенного и разоренного кладбища? Но, не стоит забывать, что это место изначально рассматривалось не просто как пространство для погребения, а именно как воинский мемориал. Преображенский храм-памятник по проекту имел две примыкающие к нему галереи, в одной из которых должны были разместиться архивные материалы и литература о Первой Мировой войне, а в другой – военные трофеи.

kladb0515_3На торжественном митинге в честь 100-летия Братского воинского кладбища прозвучала отрадная новость о том, что сейчас рассматривается вопрос о восстановлении Преображенского храма, причем это признано принципиально возможным, поскольку сохранились чертежи Щусева. Конечно, вопрос требует серьезной проработки и общественного обсуждения, потому что воссоздать храм на прежнем месте врядли возможно, но главное – есть то, что называется политической волей, есть искреннее желание православных москвичей молитвенно чтить память павших героев.

Ольга Кирьянова

Поделиться

Комментирование закрыто