БОГОСЛОВИЕ В КРАСКАХ

0

Чудо возрождения русской иконы

Почему рублевскую Троицу рассмотрели только в советскую эпоху

yazikova315

Искусствовед Ирина Языкова

ХХ век… Время мировых войн и катастроф, революции и мечты о светлом будущем. Казалось, все старое, древнее навсегда уходит в прошлое. Закрываются храмы, десятки тысяч верующих подвергаются гонениям. Любая связанная с православным мировосприятием традиция приравнивается к пережитку, который надлежит забыть. Но именно тогда происходит возрождение древнерусской иконы. Ее лик светло проступает сквозь накипь советской действительности. Почему так произошло? Какие главные черты присущи современной русской иконописи? Об этом «Православная Москва» беседует с искусствоведом Ириной Языковой.

– Ирина Константиновна, возрождение русской иконы во времена гонений представляется нам событием неожиданным, если не сказать больше – почти невозможным, парадоксальным. Как это, на ваш взгляд, случилось и почему?
– Открытие иконы в ХХ веке связано с новыми возможностями реставрации. Происходит усовершенствование технологий: реставраторы научились снимать олифу, почти не повреждая авторский слой. Вот тогда они и увидели Троицу Андрея Рублева. Ведь в XIX веке Рублева еще не знали. Звучало даже мнение, будто автор этой иконы – итальянский мастер. В начале ХХ века, еще до революции, произошло открытие Владимирской и Донской икон Богоматери. Изучение иконописи продолжалось в первые революционные годы. Когда храмы стали закрывать, специальная комиссия собирала древние иконы по храмам, чтобы их спасти. Помогали верующие люди, священники – например, о. Павел Флоренский. Интерес к иконе, который возник в начале ХХ века, никуда не мог исчезнуть. Иконы продолжали изучать в реставрационных мастерских и музеях. Реставраторы, как правило, были верующими людьми. Некоторые из них и сами писали иконы. Позже кто-то уехал, кто-то был репрессирован. Некоторые, например, Мария Соколова (иконописец и реставратор, тайно постриженная монахиня), продолжали работать, несмотря на опасность и гонения. Они понимали, что Церковь жива – значит, будет жить и икона.

– Получается, в XIX веке древнерусскую и византийскую иконопись почти не изучали?
– Да. Византийское искусство в то время считалось варварским, а древнерусское – старообрядческим, устаревшим. Эталоном было все итальянское. Но постепенно интерес к Древней Руси стал пробуждаться. Древние иконы стали выставляться в Третьяковской галерее и в Русском музее. Так появились образцы для подражания и копирования.

zivopis315– Иногда говорят, что древнерусская и византийская традиции столь близки друг другу, что почти не различаются. Так ли это?
– Важно различать канон и стиль. Канон – смысловой стержень, он уходит в вероучение. А стиль – это художественное оформление. Например, существуют стиль Рублева и Дионисия. Византийские и русские иконы отличаются сильно, но создавались они по единому канону. Русские иконописцы учились у греков, но очень быстро обрели собственный стиль. Уже в домонгольское время видно, какие именно иконы написаны русским мастером. Сейчас нам кажется, что канон – жесткие рамки. На самом деле средневековое искусство было невероятно свободным. Русь проявила себя очень талантливым учеником Византии. В каждом княжестве был свой узнаваемый стиль: московский отличается от тверского, новгородского или ростовского. В свою очередь, русская икона отличается от византийской, грузинской и сербской, но всё это единый православный мир. И меня это разнообразие направлений радует.

– На какую традицию в основном ориентируются современные иконописцы – на западноевропейскую или древнерусскую? Можно ли здесь выявить определенную тенденцию?
– В наших храмах можно встретить самые разные стили росписи. Единого направления не существует. При этом все-таки преобладает ориентация на каноническую икону, хотя есть любители и синодального периода, реалистической живописи. Но и основное, каноническое, направление тоже стилистически может быть разным. Главная заслуга иконописцев советского времени – возвращение к канону. Они писали иконы в очень трудных условиях: в советском законодательстве была статья, по которой иконописца можно было привлечь к уголовной ответственности. Мария Соколова, например, занималась иконописью под прикрытием Троице-Сергиевой Лавры. К ней епископат хорошо относился. Но если человек писал иконы независимо, его можно было привлечь к ответственности, и такие случаи были. Считалось, что иконописец может продать иконы за границу. Поэтому иконописцы, которые работали до «потепления» со стороны государства – это героическое поколение «первопроходцев». Архимандрит Зинон (Теодор), Александр Соколов, священник Андрей Давыдов… Все они начинали примерно в одно время и были причастны к возрождению Данилова монастыря – первого крупного памятника церковного искусства, который был восстановлен.

Анастасия ЧЕРНОВА

Справка. Ирина Языкова — российский учёный и общественный деятель. Искусствовед, преподаватель Коломенской духовной семинарии, автор монографий и статей по иконописи «Богословие иконы» (1995), «Се творю все новое. Икона в ХХ веке» (2002) и др.

Поделиться

Комментирование закрыто