ОТ ДЕВОЧКИ С ПЕРСИКАМИ ДО ЦАРЯ-СТРАСТОТЕРПЦА

0

От царя-страстотерпца до Веруши Мамонтовой с персиками: вспоминаем знаменитые работы Валентина Серова

Автопортрет - Валентин Александрович Серов. 1880-е. Холст, масло. 23х29,5

Автопортрет — Валентин Александрович Серов. 1880-е. Холст, масло. 23х29,5

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского художника Валентина Серова. Ученик Ильи Репина, Серов перенял у своего учителя не только технику и особую чуткость к цветовой палитре, но и любовь к Родине. В своем искусстве художник объединил лучшие традиции русской реалистической школы и новаторство современных западноевропейских мастеров, что отразилось в его большом вкладе в русский импрессионизм и модерн. Вместе с проводящей масштабную юбилейную выставку Третьяковкой «Православная Москва» вспоминает самые известные работы мастера.

«Девочка с персиками» (1887)

Valentin_Serov_devoch

Один из лучших портретов Серова написан в подмосковном имении известного русского промышленника и мецената Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Первоначальное название «Портрет В.М.» (Веры Мамонтовой, дочери С.И. Мамонтова) впоследствии было изменено. Новый вариант предложил другой художник, Игорь Грабарь, который, увидев этот портрет на выставке в 1889 году, воскликнул: «Девочка с персиками!» Он рассказывает в своих воспоминаниях, как была создана картина, и о впечатлении, которое произвела в свое время Вера Мамонтова на Серова: «Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать – в том самом платьице, в котором увидал, – в розовой кофточке, с черным бантом… Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, художник не был уверен, удастся ли ему выразить в картине свой замысел. Ибо задумал он не просто портрет, а портрет-картину, как ни восхищала его сама модель, ясные, детские чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ».

«Портрет императора Николая II» (1900)

Valentin_Serov_834x521

Написан Валентином Серовым в зените славы. Работа продвигалась с большим трудом, и в какой-то момент художник решил отказаться от написания портрета: «К сожалению, Ваше величество, ничего не выходит. Так иногда случается у художников. Сегодня у нас сеанс последний». Государь, в простой куртке офицера Преображенского полка, с неподдельной грустью сел за стол и положил на него руки. И тут Серов увидел все, чего ему так не доставало. Он молниеносно уловил и общий облик, и особый взгляд царя.

Портрет написан легкой, свободной кистью. По манере письма почти эскизен, но продуманно целостен и гармоничен. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Серов в этот период предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов. Этот портрет отличается особой схожестью с оригиналом: император Николай II изображен не просто как царственная особа, но и как человек, который предвидит, предчувствует свою непростую судьбу и кончину. Смирение, доброта и сопереживание, которые читаются в глазах царя, накладывают на весь его облик иконографический отпечаток.

Valentin_Serov_01

«Купание лошади» (1905)

По одной из версий, картина написана на берегу Финского залива вблизи дачи художника. На ней изображены две фигуры: наклонившийся к воде сын художника Александр и его лошадь Риллика. Сочетание элегантности покорного животного и динамичной фигуры подростка создает композиционный центр картины. На заднем плане слева едва различимы силуэты плещущихся детей. Именно к ним устремлен взгляд купающего коня мальчика, обращенного к зрителю затылком.

kupanie-loshadi-serov+

Художник мастерски показал тени на воде, блеск мокрых тел, линии волн, кучевые облака летнего неба. Приглушенные тона подчеркивают светлую печаль художника по времени ушедшей юности с ее беззаботностью и яркостью мироощущений. Волнение Серова передается зрителю через обилие волнистых линий. Мнимая простота не отягощенного дополнительными деталями пейзажа гармонирует с энергичной манерой письма.

В том, как тщательно прорисована стать лошади, выразилась любовь художника к животным, которые «и красивее, и веселее, и просто лучше» людей:

«…Картина энергией ветра полна,
И светится бронзой подростка спина,
Где яркие блики играют,
В себя лучи солнца вбирая.
А волны, ласкаясь, ложатся у ног,
И веет прохладой морской ветерок,
Затем зной волною потянет,
Но снова прохладой поманит…».
(И. Есаулков)

Екатерина Вишнякова

Valentin_Serov_02

Государственная Третьяковская галерея представляет самый ожидаемый проект года – выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911).

Valentin_Serov_03

Поделиться

Комментирование закрыто