КОГДА НЕБО ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ЗЕМЛЕ

0

Рождество Христово глазами Сандро Боттичелли 

Сандро Боттичелли (1444/45 – 1510) – великий итальянский художник эпохи Возрождения, почти всю жизнь проведший во Флоренции, творил на различные сюжеты – религиозные, мифологические и аллегорические. Смысл многих из его картин до сих пор вызывает неутихающие споры среди исследователей.

«Поклонение волхвов»: автопортрет и клан Медичи

Особенно знаменит Боттичелли своими образами Божией Матери – нежными, утонченными и поэтичными. Образ Богоматери с Младенцем запечатлен и в серии его картин на тему «Поклонение волхвов». Сохранились четыре картины на этот сюжет, созданные в различные периоды его творчества. Самая известная датируется 1475 годом. В центре полотна – Богоматерь с Младенцем на фоне развалин огромного здания, которое не только изображает ясли как место рождения Сына Божия, но также и символизирует близкий к уничтожению Ветхий Завет. Богоматерь, смиренно преклонив голову, бережно держит Младенца обеими руками, как бы охраняя Его. Рядом стоит святой Иосиф, с умилением и трепетом взирая на родившегося Сына Божия.

НА КРЫШЕ СИДЯТ ТРИ АНГЕЛА В ЗЕЛЕНОМ, КРАСНОМ И БЕЛОМ ОДЕЯНИЯХ – СИМВОЛИЧЕСКИХ ЦВЕТАХ БЛАГОДАТИ, ИСТИНЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ. НО ОСОБЕННО МНОГО АНГЕЛОВ В ОЗАРЕННЫХ ЗОЛОТЫМ СИЯНИЕМ НЕБЕСАХ

Богомладенцу поклоняются волхвы, в которых художник изобразил живых и умерших представителей семейства Медичи – клана, который в то время правил Флоренцией. Медичи также возглавляли Братство волхвов, которое устраивало праздничное шествие по городу в день Рождества Христова. На картине изображены люди самых разных профессий, одеты они в костюмы современников художника.

Боттичелли трактует Рождество не только как эпизод, описанный в Евангелии, но и как праздник и важнейшее событие в истории всех времен и народов, универсальное во времени и пространстве. Справа на переднем плане мы видим автопортрет художника – светловолосого юноши в золотисто- желтом плаще с красивым, умным и волевым лицом. А вся картина словно озарена нисходящими свыше золотистыми лучами, как символ спускающейся на мир Божией благодати.

«Мистическое Рождество»: в ожидании конца света 

Сильно отличается по стилю и иконографии «Мистическое Рождество» (Национальная галерея, Лондон) – картина, созданная в поздний период  творчества Боттичелли, предпоследняя его работа. Это единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в главе одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его попранным на земле, как на этой картине».

Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество

В конце века многие ждали светопреставления. Напряженным ожиданием конца Вселенной проникнута эта предпоследняя картина Боттичелли. В ней изображены традиционные лица: Богомладенец, Его Пречистая Матерь и святой Иосиф. Присутствуют также ясли и животные. И показаны даже бесы, которые, униженные и попранные, прячутся в расщелинах земли.

Но, пожалуй, ни в одном полотне на этот сюжет нельзя увидеть такого великого множества ангелов, как в этой картине Боттичелли. Ангелы указывают на родившегося Спасителя пастухам. Ангелы обнимают трех волхвов. И на крыше сидят три ангела в зеленом, красном и белом одеяниях – символических цветах благодати, истины и справедливости. Но особенно много ангелов в озаренных золотым сиянием небесах. Они увеличены в пропорциях и как бы выдвинуты вперед – навстречу зрителю. В их торжественном хороводе словно звучит великая музыка евангельского гимна: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Владимир Соколовский, искусствовед

Поделиться

Комментирование закрыто