ИСКУШЕНИЕ «ВАРАВВОЙ»

0

Провокационный апокриф или миссионерский спин-офф?

А ведь Михаил-то наш Булгаков прав оказался! «Тот, кто ходил с козлиным пергаментом и все записывал», порядком исказил происшедшее. Зачем-то умолчал о сестре Иуды Искариота – прекрасной Юдифи, из-за которой ее непутевый старший брат стал жертвой обстоятельств. Не разобравшись с путами взаимных обязательств, пошел за гефсиманскую околицу и свел счеты с жизнью. Юдифь же отомстила с чисто женским коварством: попробовав отправить на тот свет главного обидчика, взяла и последовала за Христом. Не буквально, слава Богу – ментально, в глубине своей непосредственной мятущейся души, сжимая слабеющими пальцами неумело скрепленный крестик.

Не читал, но одобряю

Такова крутая завязка нового отечественного блокбастера «Варавва», всероссийская премьера которого намечена на Великий Четверг. После пресс-показа картины, работа над которой у компании «Артворкс Фильм» растянулась на семь долгих лет, коллега из крупного светского федерального издания расчехлила копье и бросилась на авторов в атаку. Мол, и Иуда у вас – не хладнокровный сребролюбец, а какой-то безвольный братец Офелии, и вообще евангельская энергетика вырождена в слабое подобие «Братьев Карамазовых». С точки зрения церковного человека – упреки «в яблочко». Более того, верующему христианину я бы категорически не рекомендовал смотреть эту работу. А на премьеру идти и вовсе бы запретил – не только чтобы «не конфликтовать» с богослужениями Великого Четверга, но чтобы понапрасну не смущаться.

Но дело в том, что «Варавву» категорически неверно воспринимать как «наш ответ Чемберлену» — безотносительно, подставляем ли мы вместо этой условной переменной Мела Гибсона со «Страстями Христовыми», Мартина Скорсезе с «Последним искушением Христа» или Алексея Учителя с «Матильдой». Прежде всего, это весьма добротно скроенная экранизация – но отнюдь не какого-то малоизвестного апокрифа и тем более не Благой Вести как таковой! А романа жившей век назад англичанки Мэри Маккей, бывшей, как пишут в интернетах, очарованной всем итальянским и по этой причине взявшей псевдоним Корелли. Эта современница мисс Марпл помимо нескольких романов и повестей известна еще и как автор «проклятия фараонов» — легенды о страшном наказании, ожидающем каждого, кто войдет в гробницу любой из сохранившихся египетских пирамид.

«Варавву» же, свою вторую большую книгу, она написала несколько раньше, в эпоху позднего расцвета Холмса и Ватсона. Нам трудно теперь расшифровать дополнительные аллегории общества поствикторианской Британии, которыми писательница, возможно, насытила околобиблейское повествование. С другой стороны, сомневаюсь, что в современной России найдется много почитателей ее таланта. Единственно верный поэтому взгляд, которым следует смотреть на фильм-новинку, лежит в миссионерской плоскости. Кстати, его подготовка к прокату дает повод для некоторых упреков по этому поводу. Авторы «продают» фильм как признанную лучшей полнометражной лентой на кинофестивале «Святой Владимир» и как участника конкурсной программы «Лучезарного ангела – 2018». Именно две эти «галочки» — в центре уже насчитывающего несколько строчек перечня достижений и наград, и тут необходимо пояснение. Диплом «Святого Владимира» был завоеван на «своем поле» — в Севастополе, неподалеку от которого, в превращенной в Иерусалим крымской крепости Чуфут-Кале, снимались основные сцены. А вот присутствие в конкурсе главного российского православного кинофестиваля для 42-летнего режиссера-дебютанта Евгения Емелина принципиально: он высоко ценит мнение членов одобрившего картину Духовно-экспертного совета форума, как и персональную поддержку одного известного московского протоиерея. Конечно, отобраться «в конкурс» — тоже результат. Но там «Варавва» ничего не выиграл – да и не мог, по-моему (по причинам, кратко изложенным выше). Что же касается миссии, здесь перспективы гораздо радужнее. Вот снявший картину целиком на собственные деньги продюсер Антон Кириллов не стесняется признаваться, что Евангелие до сих пор не прочитал – но во Христа теперь уверовал. Так что по крайней мере тут результат уже не нулевой. А если кому-то этот довод кажется стебом на грани фола, разберем реальные достоинства фильма.

Разбойнику — благоразумного

Все любят Юдифь Искариот! И несчастный Варавва, зарезавший из-за своей прекрасной дамы сановного иерусалимского соперника и потому-то угодивший за решетку. И Иуда – не подумайте плохого, чисто по-братски! – готовый за сестренку и в огонь и в воду. И даже первосвященник Каиафа, втоптавший ради юной прелестницы в едкую южную пыль собственные супружеские обязательства. А эта паразитка (виртуозное попадание в роль 28-летней актрисы Регины Хакимовой) и себя-то, похоже, не любит. Тащит служанок посмотреть на казнь Иисуса из чистого любопытства, где Варавву, готового несмотря ни на что спасти ее от Божьего гнева в виде нежданного затмения «от часа шестого до девятого», посылает куда подальше.

Варавву же (блистательный дебют москвича Павла Крайнова в главной роли игрового полного метра, отмеченный соответствующими спецпризами на международных фестивалях «Встреча» и «17 мгновений…») угораздило родиться не в то время и не в том месте. Эдакий Чацкий, он явно страдает от недостатка пассионарности и отнюдь не созывает народ на бунт против подлых захватчиков-римлян. Но и «карету» ему требовать скучно и не по-мужски – и он готов даже в камере придушить смачно отозвавшегося о его «Дульсинее» соседа. Такой-то лихой хлопец и попадает из застенка прямиком на Пилатово судилище, где заглядывает в глаза Иисусу (севастопольский театральный актер Александр Иванченко) и… с ужасом видит в них собственное отражение.

С этого момента начинается его перерождение, наблюдать за которым – на домашнем ли диване, в кресле ли кинотеатра, похрустывая кукурузой – одно удовольствие. Но этой безбашенной версии подавно нужен наставник, и он не замедляет появиться. В роли умудренного «джедая» выступает… волхв Мельхиор (заслуженный артист России Залим Мирзоев выглядит вполне аутентично даже без светового меча)! Оказывается, все три с лишним десятка лет он, бросив на произвол судьбы свое царство, спокойненько жил-поживал тут, в иерусалимском трактире, поджидая главных событий в истории человечества.

Из сказанного понятно: с фантазией у сценаристов все в порядке, и в этом смысле текст Марии Корелли испортить им не удалось. Что же касается собственно евангельских эпизодов, сняты они не хуже, чем у Пазолини. Да и от буквального библейского текста – даже там, где это можно было бы допустить с учетом весьма вольных фантазий на тему – Емелин не отходит. Ну разве что пару-тройку раз, обусловленных чисто кинематографическими обстоятельствами. Например, Понтий Пилат (Константин Самоуков) у Евгения – не приближающийся к «пенсии» ветеран около «полтинника», а воин в самом соку. А Каиафа не является к нему обсуждать, как охранять гробницу Спасителя, утром в субботу (см. Мф. 27, 62 – 66) – но врывается к Пилату ночью накануне, застав там Иосифа Аримафейского и, не стесняясь чужестранца-прокуратора, принимается цветасто выяснять отношения прямо в хозяйской спальне.

Что Иосиф сказал Альберту

Безусловная звездочка безо всяких кавычек – Альберт Филозов. Случилось так, что эта роль Иосифа Аримафейского стала последним фильмом народного артиста России, и несправедливо, что она как работа второго плана не отмечена ни одним жюри. «Нисколько не умаляя достоинств других актеров, могу отозваться об Альберте Леонидовиче только как о профессионале высочайшего уровня, — говорит Емелин. – Всего одна черточка. У нас были сложнейшие костюмы – все эти многослойные рубахи и халаты, которые постоянно рвутся и в которых актеры не знают куда девать руки. У Филозова – ни единой правки костюма! К тому же человек глубоко верующий, с которым именно на эту тему крайне интересно было общаться…» Что же до автора этих строк – ему крайне любопытно было бы узнать, что сказал Филозову настоящий, взаправдашний член Синедриона, с которым исполнитель его роли, несомненно, уже имел возможность обсудить тонкости контекста.

«Пятерок» безо всяких скидок заслуживают сценография, музыка и операторская работа. Композиторов в титрах аж четверо, а на музыку, по словам Емелина, ушел целый год. Даже если так, этого времени, учитывая достойный результат, не жалко. Оператор-постановщик Андрей Дейнеко получил призы на двух фестивалях («Амурская осень» и «17 мгновений…»), и что-то мне подсказывает, что этим дело не ограничится.

И, конечно, ни в коем случае не следует видеть в «Варавве» кинопересказ событий Страстной седмицы. Для нашего века постмодерна такой своеобычный спин-офф, возможно, уместен, а в качестве внекатехизаторского повествования при условии достаточного высокого исполнительского качества небезынтересен. Да, в богослужениях Великой Субботы ничего не сказано о том, что в тот день делала Пресвятая Богородица и где Она была. Но встреча Вараввы с Нею – едва ли не самая сильная сцена фильма, несомненно, перевешивающая все его недостатки.

Дмитрий Анохин

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон КИРИЛЛОВ, продюсер:

— Для нас было принципиальным, чтобы актеры, которые предстанут на экране в образах библейских героев, не ассоциировались с какими-то предыдущими работами. Поэтому на основные роли мы старались брать актеров без большого списка работ за спиной. Мы долго искали главного героя, пересмотрели множество артистов этого поколения и остановили свой выбор на Павле Крайнове, который на тот момент был уже опытным, но не «медийным» актером.

Павел КРАЙНОВ, исполнитель главной роли:

— Для меня этот материал сродни очень хорошей мировой литературе. Сценарий с таким уровнем драматургии – большая редкость сегодня. В хорошей литературе главный герой – это зеркало эпохи, и каждый человек может найти в нем частичку себя. В данном случае речь идет о вечной драматургии без времени, потому и герой наш современен. Хочется, чтобы люди, посмотрев картину, узнали на экране себя и, возможно, переосмыслили что-то в своей жизни.

 

«Варавва»

Производство: «Артворкс Фильм»
2019 г.

Россия
1 час 55 минут

Режиссер: Евгений Емелин

В ролях:

Павел Крайнов
Регина Хакимова
Залим Мирзоев
Александр Лаптий
Елена Подкаминская
Константин Самоуков
Сергей Санаев
Альберт Филозов
Виталий Максименко
Светлана Агафошина и другие.

Поделиться

Комментирование закрыто