СТО ФИЛЬМОВ РЕЖИССЕРА КУПРИНА

0

В Российской программе Московского Международного кинофестиваля покажут фильм Александра Куприна «Матушка Феодосия. Свидетельства», а совсем недавно прошел его творческий вечер в столичном Доме кино, где зрители могли увидеть как эту работу, так и картину «Натан». Это два последних из ста фильмов, снятых документалистом.

Для режиссера документального кино сто фильмов – большое достижение, особенно сейчас, когда неигровой кинематограф практически не имеет проката и зрителя. О государственном финансировании я просто умолчу.

«Когда я делаю кино, всегда стараюсь отчитаться перед друзьями, – сказал режиссер, – тем более что, наконец, мы начинаем выходить из зумма и встречаться, хотя по-прежнему в кулуарах спрашиваем друг другу, у кого сколько антител». Куприн и юмор неразрывно связаны, хотя жизнь его не баловала – Афган, Чечня, Донбасс… Он не особенно любит говорить о войне и героем себя не считает, потому что «жив ты или помер, главное, чтоб в номер материала успел ты передать…», но, как сказал ведущий вечера режиссер Сергей Головецкий: «Зрители должны знать, из чего прорастает документальное кино. С распространением мобильных телефонов документалистика превратилось в такой, наверное, самый большой проходной двор, и поэтому нам важно отметить каждого достойного. Куприн – достойный. И тем, где и как он снимал свои фильмы, будучи военным корреспондентом, и тем, что он снимает сейчас. Он даже мирное кино ухитряется делать на войне». В самом деле, картину «Ладан-Навигатор» Саша снимал частично на Донбассе, а еще он привез из Днепра награды фестиваля «Киноассамблея на Днепре» и вручил их тем, кто туда доехать не смог. А он – смог. Он всегда на пике событий, на острие, на лезвие ножа, и герои его фильмов тоже такие – необычные, можно сказать, уникальные, ищущие.

Как это принято в Доме кино, на сцену вышли съемочные группы картин «Матушка Феодосия. Свидетельства» и «Натан», были сказаны теплые слова, и началось собственно кино. Кино интересное, необычное, с ассоциативным монтажом и эффектом присутствия внутри кадра самого зрителя, полным погружением его в ткань фильма, кино глубоко духовное и душевное, и очень искреннее. Искреннее – как от героев, так и от режиссера. Было там и присущее Куприну роуд-муви, хотя никто никуда не ехал, и столь любимое им соприкосновение героев с действительностью, врастание их в эту действительность, что дало еще большее проникновение в их внутренний мир.

«Матушка Феодосия» – старица нашего времени. По ее молитвам многие люди получали просимое, многие исцелялись от болезней, избегали беды. Этот фильм уникален тем, что с экрана говорят живые свидетели ее жизни и происходивших по ее молитвам чудес и тем, что режиссер, не знавший старицу лично, снимавший только как бы обрамление имевшегося хроникального материла, сумел так все сделать, будто бы и он беседовал с матушкой Феодосией в ее келье и мы, зрители, были там вместе с ним.

ФИЛЬМ «МАТУШКА ФЕОДОСИЯ. СВИДЕТЕЛЬСТВА» МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ
26 АПРЕЛЯ В 16.30 В МАЛОМ ЗАЛЕ ДОМА КИНО.

«Натан» – художница Наталья Шевченко, человек с уникальным даром, который проклюнулся в ней довольно поздно. При этом ее картины поражают, завораживают. Как сказал композитор Антон Висков, звучат. И мы слышим эту музыку. Слышим сквозь шум экскаватора, который рушит старый элеватор под окнами мастерской Натальи, сквозь гур-гур большого города, детский гомон и голос диктора из телевизора. Необычный прием, когда героиня идет по длинному коридору со свечей, и из тьмы возникают полотна картин, дает зрителю возможность вглядеться в картины и увидеть в них внутренний мир художника.

Куприн – человек непредсказуемый, и от него всегда ждешь чего-то необычного. Так было и на этом вечере – сначала, когда вдруг случилось награждение призеров «Киноассамблеи на Днепре», а потом когда композитор Антон Висков и сопрано Евгения Ксенофонтова исполнили духовный стих «Пресвятая Дева Мати» и «Аве Мария», музыку к которым написал Антон. Это была такая удивительная прелюдия к картине «Матушка Феодосия. Свидетельства».

После просмотра состоялось обсуждение. В зале было много людей, знавших матушку Феодосию и ездивших к ней в Скопин, и они единодушно благодарили режиссера за то, что дух старицы в картине присутствует, что он сумел передать то тепло и радость, которые она дарила людям.

Художницу Наталью Шевченко тоже долго не отпускали, она даже провела небольшую экскурсию по фойе Белого зала, где висели ее картины, посвященные Двунадесятым праздникам, рассказав о каждой.

Вечер получился интересным, действительно творческим и насыщенным – кино, музыкой, общением.

«Я так решил для себя, возможно, это некая моя внутренняя игра, что сто фильмов я сделал, и за эту цифру уже не хочу выходить. Это не значит, что перестану снимать, отнюдь. Просто посмотрю на свою фильмографию и решу – вот этот фильм уже не кино, вычеркну его, и снова останется сто. Если сниму три картины – вычеркну три старых. Зато к моим ста двадцати годам останется самое отборное кино». Это, конечно, было сказано не всерьез, потому что фильмы Куприна таковы, что ни один не вычеркнешь, впрочем, в каждой шутке…

Киновед Елена Ульянова
Фото Ивана Маринича

Мы очень просим вас поддержать работу сайта газеты «Православная Москва». Пожертвование можно перевести на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060

ДЛЯ ЗАКАЗА ТРЕБ ОНЛАЙН НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Поделиться

Комментирование закрыто