ПЛАНЕТЫ ШИЛОВА

0

Писать его благословляли Патриарх и старец-афонит

День народного художника России Виктора Шилова расписан по минутам. Его работы известны во всем мире, а некоторые картины и вовсе считаются не имеющей авторства классикой.

– Был смешной случай, – рассказывает художник. – Когда приехал по делам к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, студенты провели меня в Музей Духовной семинарии к репродукциям моих же картин и рассказывают: вот портреты всех Патриархов кисти неизвестного художника XIX века… Нормально же, думаю, я сохранился! Оказалось, кто-то пиратски напечатал мои копии, а фамилию художника указать «забыл».

– Как у вас родилась идея писать Патриархов всея Руси?
– Когда создавал портрет приснопамятного Алексия II к сорокалетию принятия им монашеского пострига, Его Святейшество сказал: «А почему только мой портрет? Сделайте портреты всех Патриархов!»

– Потребовалась большая подготовительная работа?
– Да, приходилось по крупицам воссоздавать образы, изучать исторические материалы. В музеях разыскивали клобуки, мантии конкретного периода. Очень помогла Оружейная палата, особенно ее отдел тканей. Например, для портрета Патриарха Иосифа искали самый простой, аскетичный клобук. Я написал его слегка украшенным бисером, хотя в оригинале ткань – грубая холстина, от которой веет суровой простотой. Люди были тогда проще и жестче… В общем, у каждого Предстоятеля свой характер.

– Вы ведь еще сделали портретную галерею афонских монахов?
– Афон – отдельная тема, отдельная, не побоюсь этого слова, планета! Туда приходят люди, которые действительно хотят достичь самого главного – любви к Богу, смирения и любви к людям. Мой Афон – это долгая тема, длинная история. Крестился я в 22 года. Вернулся из армии и ни одной ночи не мог спать нормально. Кто-то меня давит, кто-то душит, я кричу… Мама разволновалась. Думали, думали и вдруг вспомнили: «Мы же тебя последнего забыли крестить!» А я десятый ребенок в семье… Мы тут же к архимандриту Авелю (в схиме Серафим (Македонов), на тот момент наместнику Иоанно-Богословского монастыря, что в Пощупово на Рязанщине, – и окрестили меня в его домашней церкви.

Отец Авель мне рассказывал, что прежде возглавлял Пантелеимонов на Афоне Русский монастырь, но тогда я еще не понимал, о чем это. Когда приехал на Афон, вспоминал его. Там, на Святой горе, познакомился с отцом Харитоном – духовным чадом схимонаха Никодима из скита Карулья, в прошлом белого офицера. Тот из Сибири прибыл в Константинополь, а оттуда на Афон и сказал: будем не за белых и не за красных, а будем молиться за Святую Русь. Во время своей второй поездки на Афон в 2006 году я взял благословение у известного сербского старца Дионисия за неделю до его кончины. 98-летний монах Дионисий благословил меня на создание цикла портретов афонских старцев. Когда смотришь на афонскую жизнь, открываешь для себя другой мир. В нашем обычном мире ржавчиной покрываешься, а там – очищаешься…

– Портреты святогорцев и Патриархов потребовали от вас особенной сосредоточенности?
– Да, такую работу обычно я делаю во время поста. Ведь нужно приготовить себя к написанию этих образов. И я молюсь: «Господи, помилуй мя грешного!» Чтобы получилось не просто изобразить похожее лицо, а показать его еще более возвышенным, чем он есть на самом деле, создать настоящую красоту, которая, по слову Достоевского, спасет мир.

– Возвращаться к обыденной жизни потом трудно? Как вы переключаетесь?
– Я не переключаюсь. Стараюсь так жить всегда. Да, жизнь закручивает, но все равно можно оставаться в душе человеком. Пусть каждый думает, что хочет, глядя на тебя, а ты душу свою береги. К чему позерство? Преподобный Силуан Афонский писал по этому поводу так. Есть люди двух категорий. Одни как мухи. Муха летит и везде видит только плохое. Пчела летит: тут цветочек с медом, там цветочек с медом – только хорошее. Чтобы ровно жить, настрой должен быть такой: не только монахи афонские прекрасны лицом и духом, но и сосед твой, и вахтер, и все, кто тебя дома окружает. Тогда и переключаться особым образом не будет нужды!

Было дело
Близкий контакт с посохом
– На Афоне был несколько раз. В последний приезд пейзаж делал. Пост строгий, а на Афоне в это время трапеза один раз в сутки. Пошел спросить насчет еды, а то ведь пропустишь – до следующего дня голодным ходи. Вижу, русский монах стоит. Спрашиваю, когда можно поесть: «Батюшка, благословите…» Он достал посох, замахнулся: «Да ты, я вижу, без дела тут шастаешь!» Чуть не огрел меня. Конечно, пристал к человеку, когда он молится!

Справка

Виктор Викторович Шилов
Российский художник-живописец и график, мастер портрета. Родился в 1964 году в Гусь-Хрустальном. Народный художник Российской Федерации, профессор, действительный член Российской академии художеств. Автор серии портретов Всероссийских Патриархов, выполненной в двух копиях: 15 оригинальных полотен находятся в резиденции Святейшего Патриарха Кирилла в Переделкине и в зале заседаний Высшего Церковного Совета в Москве. Автор серии портретов афонских монахов, большая часть которых находится в частных коллекциях. Автор серии портретов «Маршалы Победы» и многочисленных исторических полотен.

Екатерина Моисеенко
Опубликовано: №10 (623) май, 2017 г.

Поделиться

Комментирование закрыто