«РУССКИЙ ПУТЬ» СЕРГЕЯ ЗАЙЦЕВА

0

Руководитель киностудии Дома русского зарубежья имени А. Солженицына рассказывает о своей работе

serg_zaicev

Кинорежиссер Сергей Зайцев

В «посольстве русского зарубежья на Таганском холме» кинорежиссер Сергей Зайцев работает уже 13-й год. В 2003-м директор Дома – историк Виктор Москвин – пригласил Зайцева для работы по созданию русского эмигрантского аудиовизуального архива. Спустя два года Зайцев основал киностудию «Русский путь» (название было унаследовано от книжного издательства, созданного А. Солженицыным и В. Москвиным), затем одноименный киноклуб и, наконец, был учрежден кинофестиваль «Русское зарубежье». В этом году фестиваль прошел в 9-й раз.

– Ваш интерес к русскому зарубежью родился в Тунисе?.. Почему не в Париже, не в Нью-Йорке, где так много наших соотечественников?
– Да, Вы правы, русских в Тунисе не так много, но именно в Тунисе работает мой отец, к которому я впервые приехал погостить в 91-м году, будучи еще совсем молодым человеком. Я был поражен тем, что увидел в Бизерте – городе, где когда-то была большая русская колония, в основном – моряки, увозившие в 1920-м на своих кораблях армию генерала Врангеля и гражданских беженцев в изгнание. Бизерта стала их последней стоянкой. Там я впервые увидел купола православного храма в тени пальмовых ветвей и почти полностью разоренное христианское кладбище, где было немало русских могил. Я встретился с Анастасией Ширинской – человеком тогда уже легендарным, глубоко верующим. Она принимала у себя всякого русского, кто приезжал в Бизерту и всерьез интересовался судьбами соотечественников. Анастасия Александровна – дочь командира миноносца «Жаркий», старшего лейтенанта Александра Манштейна, водила русских пилигримов в храм-памятник св. Александра Невского, построенный в 30-е годы минувшего столетия, и рассказывала о жизни русских на севере Африки.

Анастасия Ширинская стала героиней моего первого фильма «Лики Отечества». Снял я тогда и службу в храме Воскресения Христова, построенном в городе Тунисе на средства, собранные в эмиграции 60 лет тому назад. К слову, этот храм до сих пор не расписан. А вскоре поиски прежней России привели меня в Брюссель, в дом Марии Николаевны Апраксиной-Котляревской – дочери секретаря барона Врангеля, и в Версаль, где жила Марина Антоновна Деникина – дочь прославленного генерала. Потом Америка и, как говорится, далее везде…

– Пока не оказались снова в Москве, в «Русском Зарубежье»?
– Верно. Я не мог там не оказаться. Вообще, мне посчастливилось рано понять: открывая прошлое, заглядываешь в будущее.

Зрители кинофестиваля «Русское зарубежье»

Зрители
кинофестиваля
«Русское зарубежье»

– Вы собирали аудиовизуальный архив с нуля?
– Трудно было, это правда. Собирали с миру по нитке. Слава Богу, 10 лет назад еще были живы некоторые представители старшего поколения первой волны эмиграции. Нам передавали записи на старых бобинах, на восьми миллиметровой кинопленке, уникальные граммофонные и виниловые пластинки, и со временем стало ясно, что собиранием нельзя ограничиться – нужна киностудия, чтобы на основе собранного снимать качественное документальное кино о соотечественниках в изгнании. В этом году нам 10 лет и мы приступили к созданию тридцать четвертого фильма! Вслед за киностудией возник киноклуб, которому в этом году тоже исполняется 10 лет, и, наконец, Международный кинофестиваль «Русское зарубежье».

– Насколько запечатлена в кадре история русского рассеяния?
– Уверен, что весьма обширно. Но как же трудно раздобыть это богатство. Я знаю, например, что в некоторых частных собраниях есть… ну просто сокровища, но как подобраться к ним, как найти ключик? Иногда требуются немалые средства…

– А у нашего государства их, как всегда, нет…
– Государство помогает, и даже иногда частные спонсоры случаются, но все равно для такой большой, комплексной работы, которую мы ведем по изучению и использованию в культурном пространстве наследия русской эмиграции этого мало… Для производства историко-документального кино нужна хроника, которая в европейских архивах стоит очень дорого.

– В том числе и по истории русской церковной эмиграции?
– У нас есть кадры, на которых запечатлены философ Владимир Ильин, мать Мария (Скобцова), причисленная к лику святых, есть хроника с отцом Сергием Булгаковым, с отцом Александром Ельчаниновым. Уже ближе к нашему времени – интервью с отцом Николаем Озолиным…

– Вы сняли фильм, посвященный самому знаменитому в истории эмиграции русскому хору Сергея Жарова, в репертуаре которого было много духовной музыки…
– Да, это одна из наших картин, но есть и другие, и никак не хуже, как мне кажется… Например, фильм о выдающемся иконописце ХХ века Юлии Рейтлингер – сестре Иоанне, жившей во Франции, или о создателе видеомагнитофона Александре Понятове, основавшем компанию «Ампекс» (Ampex), которая удерживала мировое лидерство в области электронной техники почти полвека! Знаменитая SONY всему училась у «Ампекса».

Сергей Зайцев на премьере фильма об Александре Понятове

Сергей Зайцев на премьере фильма об Александре Понятове

Понятов скончался в 1980 году и до конца дней оставался человеком глубоко верующим. В последние годы он часто бывал в маленьком храме Покрова Пресвятой Богородицы в Пало-Альто в окрестностях Сан-Франциско, где жил. Подолгу беседовал с настоятелем – отцом Владимиром Дерюгиным, который поделился своими воспоминаниями об Александре Матвеевиче в нашем фильме. А фильм о Жарове «Как казаки мир покорили» дался с большим трудом. Покупать хронику в Германии, где находятся основные архивы, связанные с коллективом Сергея Жарова, было не на что, права нам не предоставляли даже самые минимальные. Если бы не помощь нынешнего руководителя хора Ивана Хлибки – Ирины Минской, вдовы одного из солистов хора Михаила Минского, а также протоиерея Андрея Дьяконова из Санкт-Петербурга, собравшего большую коллекцию, посвященную хору, пропали бы. А благодаря этим людям получили редкие фотографии и даже видео! Например, последних дней Жарова в больнице, когда участники хора приходят к нему попрощаться…

– Что нового было в программе фестиваля, кто на сей раз приехал к вам в гости?
– В конкурсе, вне конкурса и в специальных программах мы показали 42 фильма. Кроме, разумеется, России, были представлены картины из США, Турции, Швейцарии, Франции, Эстонии и Белоруссии. Почетным гостем закрытия смотра стал знаменитый танцовщик и хореограф Азарий Плисецкий – герой ему посвященного швейцарского фильма. В жюри работали известный искусствовед и исследователь русского зарубежья из Чехии Юлия Янчаркова, актриса из Республики Сербской Елена Костич, режиссер из Австралии Римма Голикова, известный драматург и продюсер Виктор Добросоцкий. Роман Либеров представил свою новую работу «Разговор с небожителем» – об Иосифе Бродском, к его 75-летнему юбилею. Отметили мы и еще одну дату – 90-летие Николая Гедды. И если юбилей Бродского отмечался у нас в стране все же довольно широко, то вот о великом русском теноре из Швеции почти никто и не вспомнил. Так что мы постарались восполнить столь досадный пробел и посвятили творчеству нашего выдающегося соотечественника отдельный вечер, который провел замечательный баритон и культурный деятель Александр Коренков. Другому музыканту-эмигранту, произведения которого с блеском исполнял Николай Гедда, его старшему тезке, был посвящен внеконкурсный фильм «Загадка Метнера». В конкурсе были показаны замечательные картины «Сергей Голлербах. Голая правда» – о ныне здравствующем художнике и блистательном эссеисте, живущем в США, «Последний рыцарь Империи» – о выдающемся писателе Иване Солоневиче, «Кадриль над Тянь-Шанем» – о русских в Китае.

– Были ли представлены фильмы православной тематики?
– Все, что связано с русской эмиграцией, тем или иным образом имеет отношение к вере, к религии, к Церкви. Можем ли мы назвать Бродского нерелигиозным поэтом? Думаю, что нет. Православие было объединяющим началом для огромного большинства наших соотечественников, оказавшихся в рассеянии. Николай Гедда начинал свою карьеру в русском православном хоре, духовная музыка всегда присутствовала в его жизни, и его последнее выступление также было с церковным хором. Картин, непосредственно посвященных религиозной тематике, на нашем смотре было две: эстонский фильм «Духовность одна» и российский «Три песни о жемчужине». Однако во многих других фильмах православная тематика так или иначе присутствовала. Например, в фильме «Последний подданный Российской Империи» – о председателе Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции иподиаконе Андрее Шмемане. В этой киноленте большое место авторы уделяют воспоминаниям о его брате – выдающемся богослове Александре Шмемане.

– А каким будет в 2016 году юбилейный фестиваль?
– Разумеется, мы, как и всегда, постараемся сделать программу как можно шире и разнообразнее, постараемся пригласить наиболее интересных гостей, но… Вы знаете, в создании каждого нашего фестиваля чрезвычайно высока и предельно значительна роль личности, роль каждого члена нашей команды, его собственное уникальное творчество. И вот в этом, я уверен, залог успеха.

Инна Стадницкая

Поделиться

Комментирование закрыто