СЕКРЕТ ХОРОШЕГО КАДРА

0

Церковный фотомастер Антоний Тополов: Литургия – главное впечатление моей жизни

Социальные сети пестрят многообразием фотоснимков. Лица, наряды, еда, реже – московские улочки и столичные храмы. Миллионы фотографов стремятся запечатлеть жизнь города, снимая без разбора все подряд. Как бы научиться делать духовные фото – такие, например, как у штатного фотографа Рязанской епархии Антония Тополова?!

В столичном храме Святителя Иннокентия в Бескудникове при поддержке нашей газеты состоялась выставка работ этого мастера и творческая встреча, на которой автора засыпали вопросами, как снимать, чем снимать… Оказывается, успех снимка зависит вовсе не от количества пикселей и не от экзотичности самого объекта. Предметом восхищения могут стать снимки самых простых вещей. А редкие и даже уникальные кадры чаще всего получаются тогда, когда этого совсем не ждешь, признается Антоний:

– Митрополит Рязанский и Михайловский Марк – кстати, тоже фотограф – однажды спросил у меня, что бы я больше всего на свете хотел сфотографировать. И я ответил: «Какую-нибудь экзотическую страну вроде Индии». А он мне: «Ты, Антоний, фотографируешь самое экзотическое и самое редкое событие, которое вообще может быть в мире, – Литургию, когда Церковь Небесная и Церковь земная соединяются воедино». После этого я окончательно перестал гоняться за внешней красотой и экзотикой и стараюсь сосредоточиться на красоте Литургии, внутрицерковной и околоцерковной жизни. Что самое главное для фотографа? Это свет – кстати, одна из Божественных субстанций, ощущаемая нами явственно. Он-то и позволяет фотографу видеть красоту и запечатлевать ее. Ведь красота бывает не только подчеркнуто внешняя. Бывает, фотографируешь бабушку, а она возмущается: зачем я ее, старую, снимаю?! Но ведь и старое морщинистое, и даже больное лицо можно снять красиво. К примеру, когда мы гуляем по лесу и видим старое дерево, с его фактурой, раскидистыми ветвями, могучими корнями, мы восхищаемся его красотой. Так и с человеком. Стоит только передать в глазах блеск, и зритель перестанет задумываться о фотогеничности…

ФОТО, СДЕЛАННЫЕ В ХРАМЕ ДО ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО КАНОНА, ПОЛУЧАЮТСЯ БЛЕКЛЫМИ ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМИ, ЧТО СНЯТЫ УЖЕ ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ. МЕНЯЮТСЯ САМИ ЛЮДИ, ЦВЕТ 

– Мне, конечно, повезло, что мое творчество совместилось с моей профессией и стало основным занятием, – продолжает Антоний. – Фотографией заниматься очень интересно. Чем больше узнаешь, тем лучше понимаешь, что не достиг вершины. Хотите красиво фотографировать – заставляйте себя учиться. Если говорить о мастерах, на которых следует равняться, назову, например, таких известных фотографов, как Владимир Ролов, Владимир Вяткин, Залман Шкляр и Кристина Кормилицына. Последнюю, кстати, можно назвать церковным фотографом. Как говорят мэтры, первые десять тысяч фотографий – вообще не фотографии.

Чтобы хорошо снимать, нужно откалибровать глаз. Мгновение ведь мимолетно! Смотришь в видоискатель – и вдруг все срослось, стало красивым, как мне кажется. Нажимаю на кнопку. А более профессиональный фотограф скажет, что у снимка перевес на одну из сторон, композиционное нарушение, дисбаланс, дисгармония. Так вот, чтобы научиться видеть композицию, нужно много не только снимать, но и смотреть фотографии и картины великих мастеров, самому обрабатывать фотографии, обрезать лишнее. Тогда глаз привыкает к красивому, уже не надо задумываться, как фотографировать. Раньше, к примеру, мне требовалось около тысячи фото, чтобы отобрать из них пятьдесят качественных. Сейчас КПД вырос, и я делаю не более двухсот кадров за сессию.

Секреты мастерства 

Как получаются самые удачные снимки 

Случайно, когда этого вовсе не ждешь. Много раз проверял, что, если меня просят что-то или кого-то сфотографировать, я беру камеру за послушание, даже если не вижу ничего особенного, и часто делаю удивительные кадры. Так что в своей работе часто наблюдаю чудо, и это укрепляет веру и радость о Боге. Не раз замечал: фото, сделанные в храме до Евхаристического канона, получаются блеклыми по сравнению с теми, что сняты уже после причастия. Меняются сами люди, свет и цвет. После причащения те же лица становятся гораздо привлекательнее. Да и вообще вера сильно меняет восприятие. К примеру, до своего воцерковления я не очень любил Москву и ее обитателей. Жизнь здесь я видел суетной, мирской, поскольку сам не знал другого бытия. Для меня она была тяжеловата. А сейчас, бывая здесь, я вижу совсем другой город – православный. И люди открываются для меня совсем с иных сторон. 

Справка

Антоний Тополов  

Родился 10 июня 1973 года в Ленинграде. Выпускник РГПУ им. А.И. Герцена. В 1998–2000 годах был насельником Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской области, позже в течение 1,5 лет жил на Афоне. В 2014 году получил диплом Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Профессиональной фотографией занимается с 2013 года. Участник межрегиональных фотовыставок. Активно сотрудничает с рядом федеральных и региональных СМИ. 

Мария Максимова
Опубликовано: №4 (641) февраль, 2018 

Поделиться

Комментирование закрыто