В КОСМОСЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

0

Два имени одного праздника

У этого праздника два имени, потому что отныне Божие домостроительство одновременно происходит в двух мирах – в горнем и в нашем, земном. После Вознесения Господня на небе духовном воцарилась Святая и Живоначальная Троица как полнота Божества, а на земле родилась Церковь Христова – своего рода корабль, спасающий человека от внешних ураганов и внутренних страстей.

Отныне есть Церковь земная, всегда гонимая, уязвимая, как и ее Основатель; и Церковь небесная, торжествующая, недостижимая для стрел вражеских. Поэтому Спаситель и говорил ученикам: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Были времена (и в нашей недавней истории), когда, казалось, Церковь уничтожена – храмы разрушены, священнослужители убиты или скрыты в темницах, книги и иконы сожжены, верные христиане унижены и рассеяны. Но непобедимою силою воскресшего Христа она восставала из небытия, еще более укреплялась, даруя миру сонмы новых свидетелей Господних – мучеников и исповедников. Однако вернемся во времена давние, евангельские.

Оставшись на земле без Учителя, апостолы старались поддерживать друг друга в вере, размышляя обо всем случившемся после Воскресения Господа из мертвых. Вот и в тот день они также были единодушно вместе – одиннадцать прямых учеников Христовых и избранный на место отпавшего Иуды Искариота Матфий.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2, 2–3). Исполнившись Духа Святого, апостолы начали проповедовать слово Божие на разных языках и вели себя словно пьяные, так что иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13). Но то было вино новое, «не от камене неплодна чудодеемое» (Канон Пасхи, песнь 3), дающее радость неизреченную, испытанную на горе Фаворской Петром, Иоанном и Иаковом, когда они увидели преобразившегося Христа. Эта радость была так сильна, что она распространялась на всех окружавших, и в тот же день уверовали во Христа около трех тысяч душ, бывших в тот день в Иерусалиме.

Так описывается Святая Пятидесятница в Деяниях святых Апостолов. Мы же посмотрим на каноническую икону Святой Пятидесятницы. Первым на ней в глаза бросается апостол Павел вместо избранного апостола Матфия. К этому мы уже привыкли, рассуждая о том, что на иконе библейские события происходят в вечности.

Апостолы расположены полукругом, по шесть человек с каждой стороны, точно так же сидят пресвитеры во время Евхаристии. На горнем месте в позднейших списках изображается Пресвятая Богородица. Но это не совсем уместно с точки зрения канона иконописания. Возможно, Богородица и присутствовала тогда в Сионской горнице, но Она приняла Святого Духа еще в момент Благовещения. Правильнее оставлять горнее место незанятым: оно всегда принадлежит вознесшемуся на небо Христу. Посему над горним местом – отверстое небо, из которого исходят лучи и языки огненные.

У Святого Духа нет раз и навсегда строго зафиксированного каноном единственного изображения, в различных случаях Он живописуется по-разному.

На данной иконе – в виде огненных языков, на иконе Богоявления – в виде голубя, в образе трех отроков в Вавилонской печи – в виде росы, в явлении Моисею Купины Неопалимой – в виде огня неопаляющего, объявшего куст терновника. В истории известны попытки изображать Святого Духа в виде голубя с нимбом, но эта традиция была осуждена и запрещена Стоглавым Собором.

Еще одна загадка иконы Пятидесятницы – некий человек в черной арке в царских одеждах, с платом и двенадцатью свитками, который и в греческой, и в русской традиции подписывается «космос». Множество богословских мечей было сломано в дискуссиях, кто это такой. Все станет понятно, если посмотреть на древнее изображение Пятидесятницы. Там в точно такой же арке изображены несколько представителей разных народов – эфиопов, эллинов и других. Позднее с целью аллегорической краткости их заменил образ царя всего мира. Населенная же часть земли тогда именовалась космосом.

Владимир Щербинин
Опубликовано: №10 (623) май, 2017 г.

Об иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева читайте в статье Владимира Щербинина «НАД РАМКАМИ МИРОЗДАНИЯ»

Поделиться

Комментирование закрыто