ВЗРОСЛЫЕ ОТВЕТЫ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ

0

«ВПравославии»: как запустить удачный миссионерский проект, не потратив ни копейки

«Чаю хотите? Только сахара у нас нет», – гостеприимно, но честно разводит руками катехизатор Спасо-Преображенского прихода в Тушине Алексей Волков. Мы беседуем в помещении приходской социальной службы, временно приютившей Алексея с его компаньоном психологом Андреем Вознесенским. Проект «ВПравославии», одним фактом своего существования заставляя вспомнить расхожую присказку «с деньгами дурак сделает – ты без денег сделай», демонстрирует образец серьезнейшего миссионерского начинания с нулевыми финансовыми затратами – причем в самом что ни на есть прямом смысле.

Были ли грехи у Иисуса

На главной странице веб-сайта проекта перечисляются основные рубрики: беседы со священниками, репортажи с церковных событий, живые и интересные истории прихожан (имеется в виду «родной» тушинский Преображенский храм), обучающие видео, лекции по истории Церкви «и многое другое». Правда, выложенный рядом анонс приглашает в библиотеку им. А.П. Боголюбова на лекцию иеромонаха Димитрия (Першина) «Детский взгляд Бога: православная икона о тайне христианства»… 12 февраля 2018 года.

«Наш сайт фактически не функционирует, – объясняет Волков. – Честно говоря, он с самого начала нам был не очень нужен. Но помогавший специалист-айтишник посоветовал его все же разработать – как некий якорь в цифровой среде, связывающий посетителя со всеми другими нашими площадками. Эту функцию, исключительно информационную, он и выполняет. Но обновлять его ни сил, ни свободных рук нет, а кпд нашей работы в соцсетях значительно выше. Что же касается бесед с прихожанами, эта рубрика поначалу казалась нам интересной. Мы даже опубликовали видеорассказ старшего алтарника Михаила Минаева о том, как он прочитал Откровение Иоанна Богослова и захотел сразу же прийти в храм, что немедленно и сделал… Но быстро выяснилось, что классические интервью нашей аудитории интересны, если они записаны с людьми, которые у всех на слуху – либо с медийно узнаваемыми персонами, либо с пользующимися духовным авторитетом священнослужителями».

Помимо бесед иеромонаха Димитрия (Першина), проект публикует доверительные проповеди известного миссионера протоиерея Алексия Уминского. Но их по популярности перещеголяла рубрика «Неудобные вопросы священнику». Ее ведущий – ребенок, обычный московский школьник, задает священнослужителю вопросы, ставящие того зачастую в тупик. Например, почему девочки не становятся священниками (в оригинале это звучит в немного комичной формулировке «почему девочки не могут стать батюшками?») или почему их заставляют в храме носить платки. Еще у настоятеля митинского Воздвиженского храма священника Стахия Колотвина в этой рубрике расспрашивали, почему батюшки ездят на крутых тачках, а монахи не женятся, а у настоятеля тушинского храма во имя прпп. Кирилла и Марии священника Максима Запальского интересовались, как он умудряется не проспать к раннему богослужению и… были ли грехи у Иисуса.

Ставка на соцсети

Новости тут тоже есть. Одним из недавних популярнейших сюжетов стал оперативно записанный священником Стахием Колотвиным репортаж с сожженного злоумышленниками деревянного храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на Лодочной улице. Конечно, автора интересовала не сама по себе криминальная сторона происшествия: в интервью с настоятелем церкви священником Олегом Яньшиным он осветил духовную подоплеку происшедшего и заострил внимание на уроках, которые каждый верующий должен из нее извлечь. Вот такой подход – внутреннего преломления того или иного событийного контента в сознании современного православного христианина – характерен для каждого видеосюжета, если пытаться вычленять в них какую-то общую глобальную идею. Будь то размышления гида-москвоведа Вячеслава Терехова и протоиерея Александра Борисова о том, был ли крещен бард Высоцкий, или рассказ просфорника Георгия Гвинджилия о его обычном рабочем дне.

Где же все это увидеть? Хорошо заметная кнопка на сайте ведет на одноименный You-Tube-канал. С ним тесно связано сообщество в социальной сети «ВКонтакте». Есть группа и в «Фейсбуке» – но значительно меньшая, и функционал там заметно скромнее.

«Опытным путем мы выяснили, что возможности «ВКонтакте» для нас оптимальны, – говорит Волков. – Прежде всего мы выбрали эту сеть из-за ее масштаба и охвата. Плейлист со всеми видео там выложен в порядке убывания популярности, пользоваться благодаря особенностям интерфейса им легко. В основном наша аудитория интересуется проповедями и небольшими видеофильмами, а их там находить проще всего».

Безвозмездно, то есть даром

Само собой, гонораров тут никто не платит. Оборудование для съемок и монтажа Алексей с Андреем используют личное, детские вопросы священникам задает дочка Алексея Волкова Арина. Многосерийный фильм о Соловках сняли тоже за свой счет.

– Летом с семьей поехали в паломничество в Соловецкий монастырь, – рассказывает Волков. – Брал в пять утра камеру, находил место с красивым и необходимым мне фоном и начинал снимать. Свет идеальный (день на севере в июле длинный, так что солнце уже «висит» в нужной точке), шум от реставрационно-строительных работ еще не мешает. Поначалу хотел привлечь супругу (тем более она профессиональный ТВ-режиссер), но потом пожалел ее и решил не будить так рано. Так что помогала она в основном советами.

Во всех информационных материалах Андрей с Алексеем объявляют, что проект «ВПравославии» патронирует Комиссия по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Это соответствует действительности – но только в смысле скромного административного ресурса, ограниченного официальными письмами в различные церковные и светские инстанции. Формальными контрактами и жесткими обязанностями авторы не связаны, поэтому ориентируются исключительно на собственное творческое чутье, улавливающее общественный запрос. «ВПравославии» – редкий современный пример журналистской самостоятельности, основанной на частной инициативе в подлинном смысле этих слов. Может, потому и результат получается интересным.

Дмитрий Анохин

Поделиться

Комментирование закрыто